Правящая партия проиграла, в парламенте рулит бывшая оппозиция, из ее партии нынешний президент страны. А бывший президент под следствием и ему грозит тюрьма. Это не сладкий сон российской оппозиции. Это реальная обстановка в соседней с Россией стране
7 июля по указу Президента Монголии пройдет церемония принесения присяги депутатами нового состава Великого Хурала.
На сегодня расклад в монгольском парламенте таков: 31 бывший оппозиционер-демократ, 25 от бывшей правящей партии народников. В прошлом парламенте их было 45. Также в обновленном Хурале 2 депутата от Гражданской Воли-Партии Зеленых. Блок "Справедливость" МНРП-МНДП, который создал находящийся под следствием экс-президент страны Энбаяр, выиграл 11 мандатов. Плюс три независимых кандидата.
Но это неполный список. Не обойдется и без повторных выборов после летнего праздника Наадам. В двух округах кандидаты не смогли набрать предусмотренные в законе 28 % проходного ценза. В другом округе полномочия двух кандидатов приостановили из-за подозрений в подкупе избирателей.
Сейчас Центризбирком разбирается с жалобами на подтасовку голосов. Если обвинения будут доказаны, уже выданные временные мандаты депутатов Хурала аннулируются.
Свежая шутка
Самая свежая шутка в Монголии, рожденная недавними выборами - МАНАН сменили на АНМАН. Шутка основана на игре слов и аббревиатуре двух ведущих партий.
Чтобы уловить всю тонкость шутки, надо понять политическое устройство Монголии в целом и нынешнюю обстановку в частности.
Россиянину в Монголии трудно привыкнуть к мысли, что здесь парламентская республика. Это означает верховенство парламента. Именно Великий Хурал, а не президент Монголии формирует правительство. Министры в свою очередь несут перед парламентом, а не президентом политическую ответственность. Если Хурал выразит вотум недоверия правительству, министры уходят в отставку.
Особенно с точки зрения россиянина непривычно в Монголии то, что президент не свободен в своем выборе министров, как у нас. Здесь руководитель страны вынужден назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства. Министрами только тех, кого представит премьер.
При такой форме правления во главе правительства Монголии обычно стоит лидер партии, имеющей большинство в парламенте. До этих выборов правила Монгольская народная партия – Монголын ардын нам. Сокращенно МАН. Сейчас к власти пришла бывшая оппозиция – Демократическая партия – Ардчилсан Нам. Сокращенно АН. Отсюда и шутка: ранее правительство формировалось из МАН +АН, сейчас из большинства АН + МАН. Весь смак в значении слов: МАНАН – означает по-монгольски туман, АНМАН – честную драку. И в этой шутке весомая доля правды.
Главное отличие монгольского парламента от российского: малая вероятность однопартийного правительства. Если бы демократы получили 50% + 1 место в Хурале, то есть 39 мандатов, могли бы формировать однопартийное правительство. Но сейчас вынуждены вести переговоры о создании коалиционного кабинета министров. Вся интрига в том, кому из соперников и какой пост предложат.
- Эти две большие партии МАН и АН давали абсурдные обещания. Одна обещала каждому гражданину 1000 долларов с природных богатств, другая 1500 долларов. Но в реальности получилось около 600 долларов пенсионерам и студентам. Такие популистские обещания снизили популярность больших партий, – считает советник председателя партии «Гражданская воля» Чой Дорж.
Журналисты предсказывают создание новых партий. Одна из них уже появилась сразу после выборов – это Консервативная партия.
- Новое коалиционное правительство не будет долгосрочным. Наверное, уже через год состав правительства может смениться, – предсказывает известный журналист, соучредитель сайта «24цаг» Буянбадрах.
В этом смысле Монголия больше напоминает классическую парламентскую страну – Италию, где с послевоенного периода сменилось более полусотни правительств.
Хайтек - выборы
Въезжая в Улан-Батор ночью накануне выборов, я тщетно искал глазами привычные для российских выборов большие баннеры с агитацией. Не заметил ни одной листовки на столбах и заборах. В семь утра открылись избирательные участки. В продуктовом магазине в центре Улан-Батора несколько прилавков завешаны покрывалами. Сначала решил, что так закрыли пустые места. На улице пустынно по случаю объявленного в честь выборов выходного дня. Лишь несколько пенсионеров шли в одну сторону.
- Конечно, идут на выборы, – догадался я, – прямо как у нас, самые ответственные – это пожилые избиратели.
Пошел за следом ними и не ошибся. В школе № 31 уже шло голосование. Было интересно наблюдать за счетными машинками. Да и сами редкие в столь ранний час избиратели с любопытством осматривали невиданное ранее оборудование для голосования. Эти электронные системы счета голосов компании Dominion Voting Systems, которые используются в США. Монголия закупила их в Канаде.
Оказалось, что учитываются только бюллетени, отвечающие особым требованиям. Любые отметки, за исключением штриховки имен кандидатов и партий на бюллетене, машинка не считывала.
- Впервые депутатов избираем по пропорциональной системе. В выборах участвуют 544 кандидата, они представляют 11 партий и 2 блока – поделились информацией на этом избирательном участке – а вечером в каждом избирательном округе, на двух избирательных участках, выбранных методом случайного выбора, бюллетени, после автоматического подсчета пересчитаем вручную под наблюдением международных наблюдателей.
Трезвый выбор
- Сегодня как по заказу избиркома погода прояснилась. Несколько дней было прохладно. Зато в политике было жарко, в чем только друг друга не обвиняли. Лишь бы только не повторились беспорядки как после прошлых выборов, – рассказывает пенсионерка Дуламжав. – У вас-то в России спокойно выборы проходят.
К обеду на улицах Улан-Батора все так же непривычно мало машин. В ресторане перед обедом просим для охлаждения безалкогольного пива.
- Извините, на сегодня и завтра введен сухой закон, – отвечает официант. – Нельзя продавать никаких спиртных напитков любой крепости ни в магазинах, ни в кафе.
Только тогда я понял смысл занавешенных прилавков. Монгольские власти крепко учли урок прошлых выборов, завершившихся беспорядками с жертвами. Неслучайно, в этот день в состоянии повышенной готовности были мобильные патрули, конные, дополнительные вспомогательные силы. Оставалось посочувствовать спортбарам, транслировавшим чемпионат Европы по футбол.
Недемократичный штаб демократов
В 17 часов центральный избирком провел первую пресс-конференцию о явке избирателей на 16 часов. Она составила 49% по столице и 55% по аймакам. По монгольскому закону, если проголосует меньше 50% избирателей, выборы объявят несостоявшимися.
- А у нас отменили порог явки и графу «против всех» убрали, – продолжаю невольно сравнивать я, удивляя монгольских коллег.
Меня же удивляет обилие полицейских в Центризбиркоме, пропускающих в конференц-зал только по ранее выданным аккредитациям.
На раскаленной от зноя площади Свободы у центрального избиркома висит экран, где в прямом эфире транслируются выборы на самых разных участках. Решаем ехать в штаб демпартии, которой соцопросы предсказали победу.
Штаб демократов расположился в отеле с говорящим названием «Залучууд» - Молодежь. В холле действительно очень много молодых людей. Они озабоченно бегают по этажам и коридорам, разнося вести с округов.
- Вы кто и почему фотографируете наш штаб? – подозрительно спрашивает один из молодых штабистов.
Выслушав просьбу о встрече с руководством партии для интервью, ненадолго исчезает. Возвращается с отказом и просьбой не фотографировать. Хотя в холле на заранее подготовленной трибуне вовсю фотографируются молодые европейские туристы, позируя на фоне флага партии. Вообще, в этом отеле очень много иностранцев. Это создавало впечатление, что и они работали в штабе.
Победа с малым перевесом
Поняв, что до окончания выборов трудно найти руководителей партий, отказываемся от мыслей ехать в штабы других партий. Лучше сделать это после оглашения первых результатов. Первая пресс-конференция об этом у демократов началась в 23 часа. Они ликовали. И было отчего. На прошлых парламентских выборах в 2008 году демократы получили всего 27 мандатов против 45 у МАН. Сейчас ситуация наоборот.
К тому же сейчас изменился принцип формирования парламента. Раньше все депутаты Хурала избирались по одномандатным округам. Сейчас 48 из 76 депутатов избираются как кандидаты, выдвинутые от своих политических партий.
Самый сокрушительный успех демократы одержали в столице страны. Впервые за много лет, власть в Улан-Баторе, где проживает почти половина населения Монголии, полностью перешла в руки демократов. 6 июля депутаты городского парламента получили мандаты. Мэром столицы станет один из основателей демократических реформ Монголии, политик бурятского происхождения Эрдэнийн Батуул.
- Программа нашей партии выделялась среди других. Мы собираемся начать работы по градостроительству и городскому планированию. Главная идея нашей концепции - основой городского планирования должны стать благоустроенные частные дома. Эта идея нашла поддержку как у жителей юрточных поселений, так и тех, кто проживает в многоквартирных домах ,– сделал первое заявление Бат-Уул.
Разница в деталях
В России программы партий на выборах одинаково радужны. Все политики обещают своим избирателям лучшее будущее. В Монголии программы партий более конкретные, потому что почти все сводится к использованию возрастающих с каждым годом доходов от открытых 2 года назад крупнейших в мире месторождений угля и молибдена.
Только в прошлом году экономика Монголии выросла более чем на 17%. В будущем ожидается открытие примерно 20 таких же стратегических месторождений. Но около трети населения страны живёт за чертой бедности.
Итак, обе ведущие партии МАН и АН обещали увеличить долевое участие населения в горнодобывающих предприятиях, строить железные дороги и инфраструктуру, чтобы создавать рабочие места.
В этих программах "перераспределения доходов" разница в деталях. Демократы обещали поднять налоги инвесторам и увеличить социальные затраты бюджета.
- По моим наблюдениям, молодые избиратели при выборе больше смотрели на личности в партиях. Сами партии настолько «слились» друг с другом, что трудно различить их идейно, без названия, – считает молодой историк Нацагдорж.
Неожиданно много получила коалиция арестованного и проходящего по следствию экс-президента страны Энхбаяра.
- 11 мест для новой партии, которую возглавил опальный Энхбаяр, – это огромный успех. Никто не ожидал такого – удивился даже видавший не одни выборы журналист Буянбадрах – но вряд ли эту партию ждет светлое будущее, как и ее основателя. А успех можно объяснить жалостью людей к арестованному Энхбаяру и прошлым расколом в МАХН.
Напомним, что в июне бывшему президенту Монголии запретил участвовать в выборах Центризбирком. Официальная причина - сомнения членов избиркома в репутации Энхбаяра, обвиняемого в коррупции. Сам Энхбаяр, не стесняясь в выражениях, обвинял в коррумпированности правящую партию МАН. Бывший президент страны называл народников «олигархами», распродающими природные богатства страны иностранцам. В остальном, агитация проходила более спокойно, чем в 2008 году.
- Это потому что две ведущие партии МАН и АН работали в одном правительстве. И поэтому политически, и экономически, даже идеологически слились, – смеется Чой Дорж. – Поэтому думающие избиратели голосовали за такие независимые партии, как наша.
В ее штабе царила гораздо более скромная, но демократичная обстановка. Ни охраны, ни множества помещений. Небольшой холл на третьем этаже гостиницы «Корпорейт». Руководитель партии – один из самых уважаемых политиков в Монголии, бурятка Оюун Санжасурэнгийн, встретила нас приветливо. Напоила горячим чаем, познакомила с ее земляками из аймака Дорнод. Оттуда ближе к полуночи пришла радостная новость – в сомоне Дашбалбар, преимущественно населенном бурятами, победила партия Оюун.
Между двумя гигантами
- Очень трудно между двумя гигантами-партиями другим независимым, – призналась Оюун – сейчас очень дорого проводить избирательные кампании. Телевидение и радио непомерно подняли предвыборные расценки. Невозможно делать нейтральный выбор в условиях, когда возможность донести свою программу, идеи имеют только политики с большими деньгами. С каждыми выборами явка избирателей понижается. На первых было и 85%, на прошлых 75%, а сейчас чуть больше 62. Для Монголии это невысокая явка.
На сегодня МАН и отдельные другие партии требуют пересчета голосов. Всего заявление сделали 8 партий. Некоторые партии, присоединившиеся к заявлению, предлагают провести повторные выборы. Дошло даже до вопросов к компании, которая закупила автоматы для голосования.
- Есть компания Бодь, закупившая компьютеры и программное обеспечение. Вопросов к программному обеспечению нет. Весь процесс выборов был "сделан" двумя флэшками - на одной были собраны итоги голосования, на второй итоги, подготовленные предварительно позавчера, – заявил председатель третьего блока Жаргал сайхан.
Но ЦИК заявил, что контрольные проверки проявили полную надежность электронных выборов и ручного пересчета быть не может.
Улан-Батор-Улан-Удэ.
Фото автора.
Политика
3227