Для крестьян и животноводов в 2012 году обязан переход от дотаций за стихийные бедствия на страховку. Крестьяне имеют опыт отказа в получении страховки и не желают страховаться. Но банки не дают без этого кредит
Руководитель хозяйства говорит о риске потерять половину производителей. Из 10 предприятий, попавших под страховой случай, получают страховку одно-два, остальные, как правило, нет. Страховые компании находят различные причины отказать.
После масштабной засухи 2010 года правительство России, выделившее несколько десятков миллиардов рублей на дотации сельхозпроизводителям, решило изменить ситуацию.
В 2011 году был принят и с 2012-го вступил в силу федеральный закон № 260-ФЗ о господдержке в сфере сельхозстрахования. Россия, как и весь цивилизованный мир, переходит с дотаций на страхование. С этого года в России рассчитывать на любые формы господдержки могут только сельхозпроизводители, страхующие свои угодья. Понятия стихии больше нет, теперь есть понятие - страховка.
Страховка по-новому
Для начала - о новых положениях законодательства. Страховой договор должен быть заключен не позднее 15 дней после сева. Страховать сельхозпредприятия теперь могут только страховщики - члены профессионального объединения. От каждого полученного дохода они отчисляют не менее 5% в компенсационный фонд.
Фонд понадобится, чтобы выдать страховые выплаты, если какой-нибудь страховщик не сможет ответить по своим обязательствам. На премии страховые компании могут направлять только 20% от выручки, а 80% должны идти на формирование страховых резервов. Предполагается, чтобы наполнить компенсационный фонд до достаточных объемов, понадобится не менее 10 лет.
Изменился с 2012 года и порядок субсидирования затрат сельхозпроизводителя на страхование. Раньше страхователь оплачивал страховой полис полностью, а к осени получал 50% субсидию на возмещение расходов. Теперь страхователь оплачивает только 50% стоимости договора, остальные 50% страховая компания сама получает от государства. С 2013 года можно будет застраховать с господдержкой и сельскохозяйственных животных.
Гибелью урожая (государством субсидируется только этот вариант страхования) считается снижение урожайности на 30%, а посадок многолетних насаждений - на 40%. При меньшем снижении урожайности страховое возмещение не выплачивается.
Кроме того, закон допускает «франшизу в страховании»
- это часть убытков, которые не возмещаются, иначе говоря
- частичное принятие на себя возможного ущерба страхователем. Для страховщика это его страховка, позволяющая рассчитывать на добросовестное ведение хозяйства производителем. Для страхователя - способ уменьшить страховой тариф и заплатить за полис меньше.
Новый закон регламентирует порядок досудебного урегулирования возможного конфликта между сторонами договора. Подтвердить или опровергнуть факт наступления страхового случая должна специальная экспертиза, которую проводят независимые эксперты, аттестованные Министерством сельского хозяйства РФ. В случае несогласия каждая сторона может провести повторную экспертизу, но обязана привлечь специалистов, также аттестованных Минсельхозом.
Компенсации выплачиваются после окончания уборочных работ. Расчет стоимости урожая производится исходя из средних ценовых показателей по региону, и размер страховой суммы должен составлять не менее 80% от нее.
Как будто, всё выглядит очень привлекательно. Но, к сожалению, пока в работе закона возникает множество нюансов.
Никто не застрахован...
Директор ОПХ «Байкальское» Виктор Терентьев:
- У нашего предприятия есть основания для недоверия. Лет пять назад мы застраховали посевы в Росгосстрахе, но с наступлением страхового случая нам не выплатили компенсацию. Факт, что на нашей территории было стихийное бедствие, подтвержден, на территории района вводился режим чрезвычайной ситуации, метеостанция дала подтверждение. И даже при этом получить возмещение нам так и не удалось. Как нам объяснили в филиале страховщика, «все документы рассматривает Москва». А туда - не дозвонишься, не достучишься. Нам было отказано, на каком основании или по каким причинам - до сих пор непонятно.
Лично у меня после этого опыта нет большого желания нести дополнительные затраты на страхование. Другой вопрос, что банки сейчас заставляют нас страховать и риски, и животных, это обязательное условие для кредитования. От этой страховки мы отказаться не можем, оборотные средства нужны.
Я думаю, пока в реальности выплаты не пойдут, недоверие сельхозпроизводителей к страхованию останется.
Руководитель СПК «Искра» Василий Коршунов:
- Мы страхуемся, только чтобы принять участие в программе поддержки сельхозпроизводителей. В Бурятии каждый год природные катаклизмы, и раньше были стабильные выплаты по стихийным бедствиям. Их получали все хозяйства, мы в том числе. Теперь эти расходы государство урезало.
В прошлом году мы застраховались на миллион, нам из бюджета возместили 50% расходов. Мы принимаем все меры, чтобы получать стабильный урожай, чётко соблюдаем технологию возделывания сельхозкультур. Заведомо стремимся избежать наступления страхового случая, поэтому для нас страхование бессмысленно. Полмиллиона своих денег мы выбросили на ветер.
Чтобы «не вылететь» из программы господдержки, мы застраховались и в этом году. По этой программе нам возмещают часть стоимости минеральных удобрений, средств защиты, субсидирование хорошее.
И все же, думаю, в ближайшие годы добровольно страховаться никто не станет. По разным причинам. Прежде всего, потому что не хватает свободных денег из-за диспаритета цен.
Деньги необходимы на обеспечение хозяйства ГСМ, гашение кредитов. Страхование нам ни к чему. И потом, мы не хотим страховаться, глядя на опыт других хозяйств. Из 10 предприятий, попавших под страховой случай, получают страховку одно-два, остальные, как правило, нет. Страховые компании находят различные нарушения.
Например, во многих хозяйствах не оформлена земля в собственность. Весной, когда страхуемся, ни у кого это претензий не вызывает. А когда до выплат дошло - страховщики говорят: «земля не ваша, выплатить деньги не можем». Эта игра не может продолжаться в одни ворота. Должны быть реальные выплаты, а не страхование ради «галочки», как сейчас.
Пока гром не грянет
К чему же сегодня движется система страхования сельхоз-производства при отказе от дотаций?
По зерновым, для получения господдержки, у участника республиканской целевой программы как минимум 1 культура должна быть застрахована полностью. Сельхозтоваропроизводители, которые хотят участвовать в РЦП, обязаны выполнять это условие. Кто выполнил - считается застрахованным.
Получается, что застраховано у нас, скажем, 20% производителей. На самом деле, большинство из них страхует только одну культуру, как положено. Остальные посевы остаются предоставлены матушке-природе. Укоренилась у российских крестьян привычка рассчитывать на государственные дотации «в случае чего».
Если вдруг территорию постигнет масштабная засуха, то страховки по одному ячменю вряд ли хватит на покрытие хотя бы половины убытков (у тех немногих, кто что-то страховал). А понятия «стихия» для государства больше не существует. Расщедрится ли государство в случае серьезных потерь, и кто от тех щедрот получит - говорить трудно. Вопрос не меньше философский, чем финансовый.
Если при таком случае дотировать незастрахованные хозяйства - это убьёт зарождающийся рынок страхования АПК. Если не дотировать - можно потерять больше половины развивающихся сельхозпроизводителей. Или дотировать, но со стимулирующими надбавками застрахованным? А это плохо вписывается в картину экономии казенных средств и развития страхования.
Потому менять законодательство, максимально вовлекая сельхозпроизводителей в саму идею страхования, необходимо скорейшими темпами и всеми доступными средствами. Пока не грянуло.
Для достижения этой задачи сегодня принята масса нормативных актов, необходимых для реализации закона. В том числе это изменения в программу развития сельского хозяйства РФ, постановление правительства РФ о предоставлении субсидий бюджетам субъектов, постановление о проведении экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая, утверждены методики определения страховой стоимости, создана комиссия для аттестации независимых экспертов и так далее.
Но пока не создана единая форма договора страхования и нет исчерпывающего перечня документов, необходимых для подтверждения факта наступления страхового случая, все действия будут больше работать на разделение финансов и полномочий. Поскольку задача аттестованных экспертов - досудебное урегулирование споров, а в суде фермеру придется столкнуться со страховой компанией, имеющей штат юристов. Тут всё должно быть гарантированно и прозрачно.
Методики определения опасных природных явлений, порядка определения размера убытков и страховой суммы сегодня находятся на стадии становления. В это время рынок страхования продолжает работать, используя прежние модели. Гидрометеостанции выдают сведения в прежнем режиме, а страхователи по-прежнему не доверяют институту страхования.
Для страхователей проблема в том, что обходится страхование дорого, а выплаты получить порой крайне сложно.
Представители страховых компаний пеняют на неинформированность, а порой и неграмотность сельхозпроизводителей.
При этом все согласны с несовершенством закона. Предложений по совершенствованию существует множество, пара из них озвучена здесь. Главное из них - продвигать тему, обсуждать закон и лоббировать интересы нужно совместно. Пока и сельхозпроизводители и страховщики сами по себе, и те и другие абсолютно беспомощны.
Почему же производитель не хочет страховать свой урожай в зоне риска?
Для страхователя - сельхозпроизводителя главной проблемой страхования остается извечная безответственность страховщика, который платит «как Бог на душу положит», никому не объясняя толком причины невыплат. И до тех пор пока стабильные своевременные выплаты по этому сектору страхового рынка не станут нормой, такое отношение фермеров не изменится.
Сама по себе страховка неинтересна фермерам и по другим причинам.
Если страхователь хочет застраховаться от потери урожая, начиная с 5-10%, тут государство ему ничем не поможет. Государством субсидируются только страховые риски, связанные с недобором урожая свыше 30%. Такой страховой случай при добросовестном хозяйствовании (без страшных потрясений) наступает нечасто. Выходит, по такой страховке эффективный фермер (и государство) исправно дарят деньги страховщику.
Эффективному товаропроизводителю такое положение вещей невыгодно. И пока он страхуется только ради получения госгарантий либо кредитов. Это не есть страхование. Это плата за получение права пользования определенными инструментами, именно так она и воспринимается. Одним из эффективных способов привязки эффективного фермера к системе страхования может стать система дисконтирования страхового тарифа, основанная на добросовестном хозяйствовании.
Необходимо расширить спектр возможностей для эффективных хозяйств, заинтересованных в страховании, сделать страхование более привлекательным, сообщает "Буряад Унэн".
Бизнес
2287