Человек года 2012
8442

Человек, который придумал творог

Наверное, за границей он был бы богатым человеком. На его счету 16 запатентованных изобретений, некоторые из которых уникальны и не имеют аналогов в мире

- Добре, милая. Встретимся у реки иль на мосту. Я красоту люблю. Хоть вы и дама официальная, а должна быть в разговоре романтика, - отозвался голос в телефонной трубке.

Так и познакомилась я с человеком, имя которого едва ли не каждый день читаю на пачках творога.

«В ссылку» по собственному желанию

Сегодня изобретателю СССР, к.т.н., заслуженному деятелю науки Бурятской АССР Гавриилу Николаевичу Мохно 82 года. Когда 42 года назад он поехал в Бурятию на работу в ВСТИ, приятели шутили: «Раньше туда в ссылку ссылали, а ты сам поехал!». Причина, по которой можно было отказаться от Киева ради Улан-Удэ, крылась в одержимости своим делом.

- Я поехал в Бурятию вслед за своим научным руководителем. Желание изобретать и независимо работать двигало мной. И до сих пор движет, - говорит изобретатель.

На вопрос не жалеет ли о переезде, отвечает:

- Бурятия – пуп земли. Нет красивее места. И буряты – народ мягкий, спокойный. С ними мне договориться порой намного проще.

Посылка для Мохно

Врагу советской власти Нестору Махно он не родственник. Но антисоветчиком прослыть все равно сумел.

- Брат мой носит фамилию Махно, как было изначально. А я – Мохно. Когда нас в сельсовете записывали, можно было любую фамилию взять – никто не проверял.

Как жилось ему с этой фамилией в советское время? Однажды в Херсоне в очереди на почте объявили во всеуслышание его фамилию. «А ну, покажите, покажите», - расступился народ, глядя на щуплого студента. И он пошел сквозь толпу под удивленными взглядами.

- Ну, интересно это было людям, - поясняет спокойно Гавриил Николаевич.

Антисоветчиком он прослыл много позже за неосторожные высказывания, сказанные ни больше ни меньше с трибуны во время одного из собраний.

- Говорили о грядущей революции в Америке, все поддерживали. А я сказал: «Как вам не стыдно, не будет в Америке никакой революции, нет для этого никаких оснований!».

С трибуны его убрали. И народ долгое время опасался рядом с ним находиться – вдруг опять чего скажет, разбирайся потом с органами.

Повод для «антисоветчины» был. Детство изобретателя прошло на Кубани в станице Павловская. Он все помнит. И голод на Кубани 1937 года, и то, как с раннего утра работали, чтобы сдать государству норму в 240 литров молока. Бабушке Гавриила Николаевича дали 25 лет лагерей за то, что накормила внуков колхозным житом. Донес кто-то. Отца Мохно приговорили к расстрелу, в ожидании которого он два месяца просидел в камере смертников.

- Батьку и еще шестерых осудили якобы за кражу порося. Но потом заменили расстрел на 10 лет лагерей. Спасало нас то, что в реке было много ракушек. Мясо внутри было нежным, мы его варили, - вспоминает Гавриил Николаевич.

После войны в голод 1947 года было «полегче» - питались макухой – жмыхом от семечек. С тех пор, видимо, задачу накормить народ России Гавриил Николаевич считает первоочередной. Этому и жизнь посвятил.

Молитва спасла

Дед Гавриила Николаевича был кавалером Георгиевского креста. 25 лет служил на границе Чечни и России.

- Посчастливилось деду вернуться в станицу на своей лошади, той самой, с которой ушел на Кавказскую войну, - вспоминает Мохно.

То, как истребляли его родное кубанское казачество, осталось у него в памяти:

- Помню, скачки были, праздник большой… Казаки тогда на скаку лозу надвое рассекали. А на следующий день самых лучших казаков расстреляли…

Пока страна смотрела жизнерадостные фильмы о кубанских казаках, на Кубани людей косила сибирская язва.

- Люди за два дня умирали. А мать моя молитвами их спасала. К ней шли толпы просящих, и она никому не отказывала. Ее вызывали в органы, запугивали… - вспоминает Мохно.

Как-то ночью к их хате подъехала тачанка, а в ней начальник милиции. Думали, конец... Днем явиться начальнику статус не позволял, а ночью он приехал просить прочитать ту самую молитву над его умирающей матерью. Врачи отказались от нее.

- А мать моя поехала на той тачанке ночью и отчитала так, что больная на следующий день в себя пришла, - говорит Гавриил Николаевич.

Раз и ему самому довелось так спасти человека:

- Повернулся я на восток лицом и читал ту молитву, как мать велела. Наутро поднялась та женщина и на работу пошла.

Страсть к экспериментам однажды его едва не убила. В руках у подростка Гаврилы разорвался патрон. И правой руки как не бывало. Сам пешком прошел несколько километров до военного госпиталя. В ночь после операции немцы бомбили.

- Все убежали из госпиталя, а я один остался и лежал на кровати всю бомбежку, - помнит те страшные дни пожилой человек.

Немцы тогда, отступая, целый эшелон боеприпасов, продовольствия и танков бросили. На неком подобии масла или жира, возможно технического назначения, семья Махно целый год потом лепешки жарила.

«Шерше ля фам» («ищите женщину»)

А потом он влюбился. И это стало причиной первых изобретений.

- Девица была очень красивая, а я, сами понимаете, нет, - смеется он, как мальчишка, от воспоминаний.

Чтобы облегчить жизнь, а заодно и понравиться той девице, соорудил он свое первое изобретение – посудомоечную машину. Девица прикипела, но… поздно. Появилась у Мохно другая страсть – к изобретениям, да так его захватила, что забыл он обо всех своих увлечениях. Уехал учиться в Ленинградский технологический институт холодильной промышленности. До 35 лет ходил неженатым.

- Так я был увлечен делом, что не до женитьбы было, - говорит Гавриил Николаевич.

О своей жене Нине Федоровне, скончавшейся в начале июля этого года, вспоминает со слезами:

- Она умница была. Коренная москвичка. Настрадалась в жизни. Родителей ее как врагов народа расстреляли, когда ей два года было. А ее в детдом. И в жизни её происхождение не раз аукалось.

Ещё в Херсоне за навыки черчения ее с ходу приняли конструктором в проектный институт. А на следующий день уволили. Дочери врагов народа на том заводе места не было.

- Заплакали мы тогда и пошли прочь, - вспоминает со вздохом Гавриил Николаевич.

Бриллианты слёз

Он до сих пор плачет. Сидя на берегу реки, то и дело вытирает слезы платочком. Кладет его в карман, а вынимает его откуда-то из штанины, у ботинка. Так плачут беззащитные дети и несчастные старики.

- Теперь, когда жизнь моя стремится к нулю, понимаю, что многие мои изобретения при мне внедрены не будут. Дай бог, если людям удастся воспользоваться ими хоть когда-нибудь. Хоть через пятьдесят лет… - понимая, говорит Мохно.

Он всегда считал, что будет работать для людей, для государства и однажды государство заметит его заслуги. Раньше это случалось автоматически. Пример одного из его учителей был у него перед глазами. Но то ли государство изменилось, то ли иные причины, только скопилась у него кипа ответов из инстанций о невозможности внедрения его технологий. Да, бриллианты… слёз.

«Масло для начальства»

Наверное, за границей он был бы богатым человеком. На его счету 16 запатентованных изобретений, некоторые из которых уникальны и не имеют аналогов в мире. Масло «чайное», которое прозвали «маслом для начальства», нежное сладко-сливочное масло, так и не внедрено в производство. И числится в списках продуктов, не имеющих аналогов в мире. А что толку?

- Я для страны всегда работал. И обидно мне, что ест народ всякие спреды – маргарин с водой, – говорит Гавриил Николаевич в сердцах. Шарит в кармане в поисках платка слезу утереть, а нет его – выпал. Привычным жестом вытягивает его из гачи. Вытирает слезу. Чтобы увидеть, наконец, плоды своего труда, Мохно столько писем Путину написал. А воз и ныне там.

Дураки и дороги

- Россия глупая! – в сердцах восклицает Мохно, приводя примеры того, как много теряет государство из-за отсутствия достойных технологий.

Его технология изготовления творога позволяет получать качественный продукт, в том числе из сывороточных белков, которые в России принято сливать в канализацию. Запатентовав способ, Гавриил Николаевич, по его словам, нажил себе врагов в лице виднейших институтов масла и сыра.

- Говорят, они сами хотели запатентовать технологию, но не успели. А может, и нечего было им патентовать, - предполагает изобретатель.

Внедрить прибыльную технологию порой мешает косность мышления предпринимателей.

- За моим творогом следить надо, а обычная технология проста и позволяет работать в полсилы. Кроме того, производство надо модернизировать, - считает он.

Прежде чем внедрить производство в Бурятии, тоже не всё гладко было. Многие против были. Мохно со слезами ходил договариваться с мастерами – те ни в какую.

- Тогда прежний директор одним махом этих мастеров уволил. И пошло дело, - говорит Мохно.

Сейчас он мечтает накормить народ «рокфором». Сыр, килограмм которого стоит свыше девятисот рублей, можно получать за двести. По технологии Мохно, из сывороточных белков. И будет он, уверяет изобретатель, такой же, только местный и «загель».

100 рублей с каждого в пользу рабов России

Несмотря на то что от Путина ответа нет, Гавриил Николаевич совершенно искренне считает, что жить при Путине стало лучше и веселее.

- Он - историческая личность, надежда и свет России, - говорит седовласый изобретатель. И о потерянной возможности жить и работать в Киеве не жалеет.

- Город наш за последние годы преобразился, спасибо мэру. Пусть его и ругают. Думаю, и другого бы на его месте ругали, - говорит Мохно.

То, что Наговицын на вертолете куда-то летает, Гавриил Николаевич считает несправедливым.

- В Финляндии министры на велосипедах ездят. А у нас глава республики на вертолете летает, а в селе люди живут так, что впору налог вводить, чтобы каждый горожанин в год хоть сто рублей в пользу села отчислял. Доярочки – вот рабы России. Какой у них тяжелый труд, низкооплачиваемый. А без них не видать городу ни молока, ни масла, - говорит, вздыхая, Гавриил Николаевич.

Он считает, поздно ему начинать бояться. Жизнь к нулю стремится. Единственное желание изобретателя то же, что и прежде - внедрять новые технологии на благо людей. А на патенте в России много не заработаешь. Пять с половиной тысяч прибавки к пенсии ежемесячно за технологию производства творога из того, что прежде сливалось в канализацию. 0,45% вместо 12%. Столько, говорят, должен получать правообладатель патента за свое изобретение. Но Мохно не жалуется. А люди интересуются, думают, богат, наверное, изобретатель. Вот и мы о его богатствах спросить хотели, а побывав в гостях, передумали. И так все ясно.

Партнеры проекта

Администрация главы и правительства Республики Бурятия

president.buryatia.ru

egov-buryatia.ru

Администрация города Улан-Удэ

ulan-ude-eg.ru

Улан-Удэнский городской Совет депутатов

ulan-ude-eg.ru/gorodskoi-sovet/


Информационный партнер проекта   



Телерадиокомпания "Ариг Ус"


arigus-tv.ru

Автор: Диляра Батудаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях