Человек летающий
Желание полетать на параплане у меня появилось давно, сразу после знакомства со спортсменами клуба «Байкальские крылья». Конечно, парапланеризму нужно долго учиться и снаряжение весьма недёшево. Но когда узнал о появлении у клуба двухместных «тандемных» парапланов, очень захотелось пролететь хотя бы в качестве пассажира. Руководитель «Байкальских крыльев» Александр Мешалкин любезно внял моей просьбе, а полетел я с его заместителем Романом Филипповым, владельцем «тандема».
Перед полетом
Встретились в день очередной тренировки на парадельтадроме у Казачьей горы. Для полёта я надел походный костюм и берцы, на руки - тонкие строительные перчатки. Спортсмены клуба уже ждали меня, на машине мы двинулись по огибающей гору сзади грунтовой дороге, ведущей на самый верх. Надо сказать, я боюсь высоты, и приближение сладостного мига воспарения в небо слегка нервировало. Чем ближе подъезжали к вершине Казачьей горы, украшенной молитвенным барабаном под навесом, тем тревожнее становилось на душе.
Снаряжение – свёрнутые крылья, множество каких-то ремней и тросов, шлемы. Всё это несём на склон чуть ниже вершины, откуда будем стартовать.
- Грузоподъёмность у «тандема» сколько? – спрашиваю я.
- Он больше двухсот килограммов поднимает, мы на нём здоровенных мужиков катали, – усмехается Александр Мешалкин.
К слову, на самом деле нет понятия «одноместный и двухместный параплан», есть грузоподъёмность, зависящая от площади крыла, варьируется от 50 до 200 кг, допускается небольшая перегрузка.
- А полёты проходили без эксцессов? – словосочетание «несчастный случай» произносить как-то неохота.
- Уже больше ста человек перевёз, происшествий не было, – ответил Роман, застёгивая какие-то пряжки.
С собой взял специальный миниатюрный фотоаппарат на раздвижном штативе, который снимает каждые две секунды. Надеваю шлем, взваливаю на спину подвесную систему – кресло, в котором сидишь при полёте. Натягиваю на плечи лямки, Роман дополнительно закрепляет мне её на поясе и на бёдрах, пристёгивает к ней ещё какие-то ремни. Страх полёта исчез, осталась спокойная готовность. Волнует лишь, как не наделать серьёзных ошибок.
На старт
- В тандеме пассажир впереди, пилот за ним. Исходное положение перед стартом: корпус наклонить вперёд, руки прижать к груди, – инструктирует Роман. - Сейчас побежим вниз по склону, не вздумай упасть назад, потому что я споткнусь об тебя, и в момент взлёта это может плохо кончиться. Только вперёд, и бежишь, пока земля не уйдёт из-под ног. Взлетим – продеваешь руки под эти лямки, но можно не спешить. Приземляться будем по-парашютному – ноги немного согнуты.
Внимание…
Порыв несильного ветра вздымает разложенное на земле крыло. Натянув стропы, мы занимаем исходную позицию. Склон довольно крутой, а бежать надо, наклонившись почти параллельно земле, дело малоприятное, если честно.
Марш!
- Пошёл! – командует Роман.
И я бегу вниз. Только бы не упасть назад. Успеваю сделать лишь шага три-четыре, ремни резко натягиваются и подошвы ботинок отрываются от земли, склон горы словно проваливается вниз. Я лечу!
Торопливо продеваю одну за другой руки под лямки, раздвигаю штатив фотоаппарата. Параплан плавно несёт меня в воздухе. Я ожидал панического ужаса, но страхов ни малейших, наоборот, с интересом смотришь вокруг. Роман направляет крыло вдоль западного отрога горы. Далеко внизу – изумрудный склон сопки, редкие деревья с высоты выглядят как игрушечные, пролетаем метрах в тридцати над их макушками. Меняю ракурсы мини-камеры - виды великолепные! И совсем не думаешь, что до земли эдак двести метров и рухнуть с такой высоты – гарантированная крышка. Вот внизу уже серая ленточка шоссе.
- На посадку тоже надо заходить против ветра, – говорит Роман, поворачивая параплан в сторону лётного поля.
С высоты оно как на ладони, ярко белеет «прицельная сетка», выложенная на траве для приземлений на точность, игрушечные здания по краям. Вдали за рекой – цепь тёмных сопок, где-то там утёс с Оленями, мрачнеет гора Чертовка.
Поудобнее устраиваюсь в подвеске. Склоны Казачьей уже позади, под висящими в воздухе подошвами ботинок расстилается поле парадельтадрома, до него примерно метров сто. В лицо дует ветер, высота плавно, но быстро снижается
- Приготовься, скоро будет посадка, – предупреждает Роман.
Здравствуй, земля!
Однако приземлиться в «мишени» не получилось: Роман слегка не рассчитал и параплан снизился за сто метров до белых кругов. Поверхность поля, до которой секунды назад было ещё далеко, неожиданно оказалась всего в полуметре под ногами. Роман планировал пролететь на бреющем полёте у самой земли и, чуть набрав высоту, плавно мягко приземлиться. Но я, решив, что уже посадка, рано «выпустил шасси» - каблуки ботинок вонзились в землю, пропахав две двухметровые борозды, затем инерция бросила меня вперёд, слегка проехался по грунту коленями. К счастью, обошлось даже без ушибов.
Поднимаюсь, радостно торжествуя. Полёт длился недолго, но позитива от него море. Теперь я лучше понимаю, что движет романтиками неба, и даже подумываю о приобщении к этому экстремальному спорту, несмотря на дороговизну снаряжения. Ну и приземлился целым и невредимым, что тоже немаловажно.
Общество
2974