На счету простого молодого полицейского из Улан-Удэ столько спасенных жизней, что он потерял им счет
- Да что про это рассказывать! – с недовольством бурчит Мэргэн Сандакжапов. – Ну, спасал людей. И что в этом такого? Это же просто работа!
«Просто работа» - это спасение людей из горящих домов и ледяной воды. Когда проваливаешься под лед, но из последних сил плывешь – не ради того, чтобы спастись, ради того, чтобы спасти. Когда уже не можешь дышать в горящем доме, но все равно возвращаешься туда, потому что знаешь: там еще остались люди.
- Это просто работа, - упрямо повторяет Мэргэн.
Если это «просто работа», то за такую работу нужно ставить памятники.
«Мне всегда нравилось помогать людям»
27-летний Мэргэн уже шесть лет работает в Управлении вневедомственной охраны. О своих подвигах парень говорит неохотно, смотрит исподлобья:
- Да зачем про это писать? Ну, подумаешь, людей из пожара вывел, ничего в этом нет… Да и сколько времени уже прошло.
В школе Мэргэн был отличником. Он улыбается, вспоминая детство. Немного смущается:
- Иногда хулиганил. А с кем не бывало?
В детстве Мэргэн, по его признанию, даже не задумывался, кем хочет стать. После армии все его близкие друзья выбрали профессию полицейского.
- Все пошли, ну и я пошел, - улыбается парень.
Он признается, что тогда не подозревал, с чем ему придется столкнуться на поприще полицейского. Но на вопрос, не жалеет ли он о выборе профессии, отвечает быстро и просто:
- Нет. Мне всегда нравилось помогать людям. Это же здорово.
Провалился под лед
2 ноября 2010 года Мэргэн вытащил из ледяной реки мужчину, пытавшегося покончить жизнь самоубийством. В тот день Сандакжапов и его коллега совершали ежедневный патруль. Дежурные УВО передали им тревожное сообщение: только что звонила встревоженная женщина, ее муж спрыгнул с Селенгинского моста. Патруль тут же направился на место происшествия.
Река уже была затянута тонким слоем льда. Мэргэн, торопливо сбросив оружие и бронезащиту, схватил палку и побежал к тонущему. Сначала ему удавалось идти по хрупкому льду, потом лед треснул, и молодой полицейский провалился в воду. Руки и ноги тут же онемели от холода, но Мэргэн продолжал упорно плыть к тонущему мужчине.
Когда парню удалось приблизиться на минимальное расстояние к тонущему, он протянул ему палку: «Хватайся!». Но… то ли желая довести до конца свое намерение погибнуть, то ли уже не соображающий из-за переохлаждения мужчина от помощи отказался.
Мэргэн не растерялся и тогда. Превозмогая боль, борясь с течением, он все-таки доплыл до утопающего и взвалил его себе на плечи. Даже оказавшись на берегу, полицейский в первую очередь подумал не о себе, а о спасенном, о том, что его нужно переодеть, вызвать «скорую»…
Два пожара за один день
А еще были люди, спасенные из пожара.
- Давно это было, года три назад. Я уж и не помню подробностей, - говорит парень. – Я не один людей вытаскивал, там много наших ребят было.
Горел десятиэтажный дом. Мэргэн не раз забегал туда, выводя все новые и новые партии людей. Ни маски, ни индивидуальных средств защиты, только слегка влажная тряпочка, которую полицейский прижимал к носу, чтобы не задохнуться. Сколько людей он вывел тогда? Десять, двенадцать, пятнадцать? Мэргэн пожимает плечами: а есть ли разница, сколько их было?
В этот же день, уже после пожара в многоэтажке, Мэргэну вновь пришлось пройти проверку на храбрость. Опять пожар, на этот раз горит деревянный двухэтажный дом. Забежал, простучал квартиры. Внутри уже ничего не видно из-за дыма, глаза слезятся, дышать нечем, а в самой дальней комнате безмятежно спят старики.
- Я их бужу, кричу: «Бежать надо!». А они, то ли спросонья, то ли с похмелья, не понимают меня. Вещи начинают собирать, я их тормошу, время-то идет, а они все не торопятся, - вспоминает полицейский.
В итоге Мэргэн успел их вывести. Не забыл и про собаку стариков – тоже ведь живая, жалко.
«У нас много таких ребят»
- Я ведь не один такой, у нас много ребят таких, - говорит полицейский. – Работа у нас такая… Служение обществу.
Почему-то именно в устах этого простого парня родом из Кижингинского района фраза «служение обществу» теряет весь официоз и пафос и начинает звучать по-другому. Так, как нужно, – человечно и искренне.
Фото автора.
Общество
4375