Появление Монголии в списке стран, где наиболее благоприятный климат для бизнеса, вызвало в России удивление. Даже жители нашей республики, оказавшиеся в соседней стране, поражаются ее экономическими успехами. Например, участников автопробегов через Монголию особенно впечатлила «дорога тысячелетия». Оказалось, что она лишь часть больших проектов
При этом после прошедших в июне парламентских выборов новое правительство Монголии только формируется. Столь непривычно долгий для россиян процесс объясняется тем, что задействована команда ученых-консультантов. Они предлагают новую структуру правительства, которая бы отвечала мировым стандартам управления.
С одной стороны, монголы хотят от нового правительства, чтобы оно отличалось прозрачностью, четкой системой ответственности и не дублировало функции. С другой стороны, максимально эффективное правительство должно отражать специфику Монголии и новые задачи по ее развитию.
- Команда ученых-консультантов работает по заданию нашего комитета и уже отчиталась о предварительных результатах и разместила информацию в прессе, – рассказывает председатель комитета по инновациям Хашчулуун.
Удивляться тому, что победившие демократы предложили создать правительство коалиции «Справедливость», куда входит партия экс-президента Энхбаяра, не стоит.
- Новый блок АН коалиции «Справедливость» не является чем-то абсолютно новым. В 2004 - 2011 годах многие члены предполагаемой коалиции состояли в правительстве и парламенте, – объясняет Хашчулуун.
Среди предполагаемых членов нового кабинета ожидается много политиков, бывших в разные годы министрами. Новый состав правительства будет опытным и в то же время включит способных и перспективных политиков нового поколения.
Впечатляющие цифры
Перед новым правительством стоят задачи в конкретных цифрах. Они впечатляют: к 2016 году Монголия должна достигнуть уровня ВВП на душу населения примерно 12 тысяч долларов. Сейчас - 3 тысячи. Экономика страны должна увеличиться с нынешних 10 млрд долларов до 35 млрд, или в 3,5 раза. За два года предстоит удвоить внешнюю торговлю, оборот которой в 2011 году достиг 10 млрд долларов.
В городах Дархан и Сайншанд начнут создавать базу для тяжелой промышленности. Так, в Дархане построят новейший нефтеперерабатывающий завод по японской технологии. А на юге страны в Сайншанде намечено построить индустриальный парк. Его проектирует крупнейшая в мире компания по инжинирингу и строительству индустриальных объектов «Бектел» из США. Этот проект был одобрен в июне 2012 года еще прежним правительством. Новое же правительство должно решить вопрос о строительстве метрополитена в Улан-Баторе. Проект метро в столице Монголии готовят японские специалисты.
Новые источники роста
Если в прошлом году экономика Монголии выросла на 17,3%, то в первом квартале 2012 года рост составил 16,7% в год. Эта цифра стала одним из мировых рекордов на фоне кризиса в других странах. Каковы же новые источники роста экономики у наших соседей?
Прежде всего, введение в строй в этом году нового монголо-канадского горно-обогатительного комбината «Оюу Толгой». Этот новый ГОК в три раза мощнее ныне существующего ГОКа в Эрдэнэте. К тому же начнут использовать новейшие технологии подземной добычи через роботов и дистанционное управление. Стоимость проекта составила около 6 млрд долларов.
Также намечается завершение конкурса на разработку «Таван Толгой», гигантского месторождения угля на юге страны. Ввод в строй этого угольного разреза увеличит экспорт монгольского угля с нынешних 25 млн до 100 и более миллионов тонн в год.
Для этого в Монголии уже введены в строй новые промышленные предприятия обработки угля: построен новый завод по обработке угля мощностью в 15 млн тонн в год в Гоби и введены в строй новые транспортные шоссе и электростанции.
Но это только начало промышленной обработки. Уже одобрены технико-экономические обоснования по постройке новых заводов по производству кокса и сжиженного газа из угля. В мае 2012 года монгольская компания «Энержи Ресурс» начала прокладывать новую железную дорогу в Гоби длиной 270 км. Примечательно, что эта дорога строится силами монгольских специалистов и западных консультантов. В нее правительство инвестирует около 400 млн долларов.
Новая ТЭЦ
Больной для Улан-Удэ вопрос с ТЭЦ в Улан-Баторе начнут решать в этом году со строительства новейшей ТЭЦ-5. Она войдет в строй к 2015 году и удвоит производство электроэнергии. В конкурсе на строительство ТЭЦ-5 участвовали 34 международные компании. В результате подрядчиком выбран консорциум из французской ГДФ «Суэз», корейской «Поско», японской «Сожицу» и монгольской «Ньюком». Эти иностранные компании являются крупнейшими компаниями мира в сфере энергетики и тяжелой промышленности. Стоимость проекта новой ТЭЦ - 1,4 млрд долларов.
Интересно, что монгольская компания «Ньюком» – это головная компания корпорации «Изинис», самолеты которой летают из Улан-Удэ в Улан-Батор. Эта компания строит и крупнейший ветряной парк в стране мощностью 50 МВт из 32 гигантских установок вблизи Улан-Батора. Этот проект стоимостью более 100 млн долларов, использующий новейшую технологию «Дженерал Моторс», уже возведен на 40% и войдет в строй в конце этого года.
Пока пассажиры из Бурятии еще приземляются в старом международном аэропорту Улан-Батора. Между тем прошедшей весной началось строительство нового международного аэропорта стоимостью в 300 млн долларов. Силами японских строительных корпораций к югу от столицы на расстоянии 50 км возводится новый аэропорт. Туда будет вести новое скоростное шоссе. Ожидается, что аэропорт войдет в строй в 2015 году и позволит принимать до двух миллионов пассажиров в год.
Ух, дороги!
Известная в России печальная песня «Эх, дороги!» в Монголии скоро будет неактуальна. Не случайно идеально ровная «дорога тысячелетия», даже незавершенная, столь впечатлила участников недавних автопробегов.
Дороги – это одно из направлений, по которому страна создает новую инфраструктуру. Те, кто путешествовал по Монголии на автомобилях, заметили, что в последние годы в этой стране прокладывается около одной тысячи километров новых асфальтированных шоссе в трех главных направлениях. Особое внимание - дороге к главным туристским центрам, таким как озеро Хубсугул. Пока же жители Бурятии предпочитают добираться туда через Тунку.
Ожидается, что к 2016 году будет построено заново около пяти тысяч километров дорог. Это позволит соединить все аймаки страны через скоростные шоссе и создать новую сквозную сеть международных транзитных дорог через Монголию сразу в нескольких направлениях.
Бизнес
7565