Елена и Андрей Лебедевы привезли очень необычное кольцо с выгравированной молитвой из Иволгинского дацана, центра буддизма в России
Обратно в 90-е
Идея посетить Байкал у них появилась давно. Безмятежный отдых в шезлонгах у лазурного моря этой семье никогда не был интересен. Потому из года в год они выбирают совсем не массовые туристические маршруты по нашей Родине. Этим летом осуществилась мечта о поездке в Бурятию.
— Небольшой аэропорт Улан-Удэ чем-то похож на наш, Мурманский, — говорит Андрей Лебедев. — Но на этом все сходство заканчивается. И начинается удивление. После прилета выяснилось, что от аэропорта до автовокзала добраться можно только на такси, общественный транспорт туда не ходит. За относительно небольшое расстояние, минут 10 езды на машине, таксисты просят по 300-400 рублей. Супруга у меня умеет торговаться, договорилась с одним старичком, что он довезет за 200 рублей.
Быстрая уступка в цене объяснилась сразу же, как только мурманчане подошли к машине. Это была древняя «копейка», которая каким-то чудом продолжала работать. Пассажирская дверь с отломанной ручкой открывалась только изнутри. На днище авто лежали разрезанные особым образом пластиковые бутылки, которые закрывали изъеденные ржавчиной дыры. Руль был старательно обмотан синей изолентой…
— По дороге к автовокзалу мы обратили внимание на местный рынок, — продолжает Андрей. — Торговые ряды были сколочены из всего, что попадалось под руку — из фанеры, деревянных ящиков, картона. И подобные образцы «народного творчества» из подручного материала в Бурятии можно встретить где угодно. Честное слово, как будто в 90-е годы вернулись. Лишь центральная площадь Советов — это небольшой островок цивилизации с учреждениями культуры и супермаркетами. Особый колорит ей придает высеченная из огромной глыбы голова вождя мирового пролетариата весом 7,5 тонн. Кстати, этот Владимир Ильич мне показался очень похожим на бурята.
От автовокзала до базы отдыха мурманчанам тоже пришлось добираться на авто. И снова их ждало удивление. Дело в том, что сидений в микроавтобусе, очень похожем на наши «газели», намного больше.
Большей пассажировместимости там добиваются за счет специальных откидных сидений, которые раскладываются в проходе после того, как основные места оказываются заняты. В общем, ни о какой безопасности речи не идет.
— Честно говоря, после шести часов полета во время двух с половиной часов поездки на этом микроавтобусе ни о какой усталости не думаешь, — говорит Андрей. — Мысль была одна — доехать бы живыми.
База отдыха, названная в честь главной достопримечательности Бурятии Байкала, также оказалась далека от представлений о европейском комфорте. Достаточно, наверное, сказать о том, что на базе не то что пылесосы, веники были в дефиците. Горничные приносили их с собой из дому.
Но отдельного упоминания стоит местная столовая. Как в советские времена, пища на базе отдыха выдается по норме. А на долгие экскурсии, куда туристов возили на вахтовом КаМАЗе, за яркую раскраску получившем от отдыхающих ласковое прозвище Апельсин, паек выдавался и вовсе анекдотичный. Ни о каких пакетированных соках и печенье речи не идет. Туристам давали на день пакет сухой крупы, 100-200 граммов растительного масла в стеклянной банке и майонез, налитый в прозрачный полиэтиленовый пакет согласно нормативу.
Но все это не испортило мурманчанам впечатлений от отпуска. Даже, наоборот, стало изюминкой путешествия.
Аномальная зона
— Первая экскурсия у нас была в Горячинск - в село на берегу Байкала, — поясняет рассказ Елена. — Свое название этот населенный пункт получил от целебных источников, которые находятся в непосредственной близости от него. Температура воды в ручьях, где бьют подземные ключи, как нам говорили экскурсоводы, достигает 52 градусов по Цельсию. И действительно, опустить ноги в источник надолго невозможно — обжигает. Но что особенно поразило — это горячинские коровы. Они спокойно ходят по центральной площади села, как будто в Индии будучи священными животными. Причем их никто не пасет, они сами возвращаются в свои стойла.
На второй день пребывания в Бурятии мурманчане познакомились с Байкалом. О первых впечатлениях от этого величественного озера они рассказывали, перебивая и комментируя слова друг друга.
Во-первых, приходя к берегу, и гости края, и местные жители всегда должны приветствовать батюшку Байкала — именно так его называют буряты. Ведь по всем легендам озеро - живое существо, и относиться к нему нужно с почтением. Во-вторых, Байкал непредсказуем.
— Удивительно, но если в двухстах метрах от берега мы ходили в майках, то у воды был пронизывающий холод, — вспоминает Елена. — Как нам рассказали местные жители, до июля Байкал забирает тепло, а в августе отдает его. Вот уж точно. Всю жизнь живу на севере, а такого леденящего душу озноба еще не чувствовала. А какой там туман! Абсолютно ясное небо за пару минут затягивает плотной белой поволокой — дальше 20 метров ничего не видно. Страшно.
На Байкале удивительная природа. Просматривая привезенные из путешествия фотографии, не раз ловила себя на мысли, что порой каменистые берега и невысокие березки очень напоминают наши заполярные пейзажи. А на других кадрах были запечатлены невероятной красоты величественные сибирские сосны и незнакомые северянам жарки — цветы, занесенные в Красную книгу.
— Все-таки в нем что-то есть, — задумчиво признал Андрей, совсем не склонный верить в какие-то метафизические вещи. — Это не просто озеро… Живое оно. Мне особенно запомнился памятный знак, установленный у берега Байкала российскому экипажу, который впервые перелетел на воздушном шаре так называемую аномальную зону озера. И случилось это лишь в 2007 году.
А ведь в аномальной зоне самого крупного в мире пресного водоема исчезло несколько десятков исследователей.
Рассказали Лебедевы и еще об одной достопримечательности Бурятии. Это озеро Котокель, обитатели которого вымерли из-за экспериментов ученых. Однажды туда искусственно занесли споры каких-то водорослей, вскоре озеро стало зарастать. Спеша исправить ошибку, горе-экспериментаторы занесли в него другую водоросль, она должна была «победить» первую. Но в итоге отравила водоем. Там перестала водиться рыба, у берегов Котокеля больше не гнездились птицы, люди, которые пили из него воду, начинали тяжело болеть.
У ученых мужей опустились руки, а в народе озеро прозвали мертвым. Но, видно, тонкий ручеек, который соединяет Котокель с Байкалом, постепенно возвращает жизнь загубленному экспериментами водоему. Уже второй год буряты, хоть и осторожно, но приходят к его берегам, с радостью отмечая, что в кустах квакают лягушки, а неподалеку воркуют разные птицы.
Центр российского буддизма
Но самой интересной экскурсией Андрей и Елена назвали Иволгинский дацан, буддийский монастырский комплекс.
— Там как будто попадаешь в другой мир — везде спокойствие и умиротворение, — продолжают рассказ путешественники. — Вокруг практически нет деревьев. По территории комплекса свободно гуляет ветер.
Домики лам, где, кстати, они и живут, очень простые, с маленькими окнами. А сами ламы улыбчивые, добродушные и приветливые. Вдоль аллей расположены ритуальные вращающиеся самых разных размеров барабаны с мантрами. Считается, что когда их крутишь, молитва, написанная на барабане, возносится от твоего имени к небесам. Кольцо в форме именно такого барабана, с крутящейся сердцевиной и выгравированной мантрой я теперь ношу на безымянном пальце.
Буддизм — очень демократичная религия. Главное — приходить в дацан с чистыми мыслями и добрыми желаниями. Есть там славный памятник Зеленой Таре, богине милосердия в буддизме. По поверью, если пройти с закрытыми глазами около 50 метров с вытянутой рукой и прикоснуться к камню, где явно видны очертания ладони (считается, что это отпечаток руки Тары), сбудется загаданное желание. Но если с первого раза не получилось, можно сделать три больших «круга очищения» — трижды обойти всю территорию дацана, крутя ритуальные барабаны, и попробовать снова. И так — неограниченное число раз.
— Буряты — славные и добрые люди, — завершают свой рассказ Андрей и Елена. — Но вот уровень их жизни очень низкий. Кажется, что там и правда остановилось время. О передовых технологиях мало кто знает. Да что говорить, если Интернет там найти довольно проблематично, а сотовая связь возможна лишь в определенных местах и только у одного оператора. Но тем более необычен и чарующ этот полный легенд край. Где всю жизнь человека определяет суровый батюшка Байкал.
Источник: "Вечерний Мурманск"
Фото: megalife.com.ua.
Общество
8043