Военный городок, официально поселок Заозерный, расположен в десятках километров от районного центра. Раньше это был закрытый военный объект. Однако, согласно директиве Генштаба Министерства обороны России, он подлежит ликвидации
А все расположенные на его территории строения, в том числе и жилые дома, подлежат передаче на баланс муниципалитета района.
Вынося приказ закрыть военные городки, Минобороны, похоже, не задумывалось, а что будет с проживающими на их территориях гражданским населением. Жителям Заозерного уже вручили уведомление о том, что 1 сентября у них отключат свет и воду. Им предложено выехать в квартиры бывшего военного городка в поселке Джида Джидинского района.
Однако люди, прожившие в Заозерном по тридцать лет и больше, категорически отказываются покидать обжитые квартиры. Они готовы на крайние меры – голодовку и даже взяться за оружие. Мэрия Гусиноозерска разводит руками. Даже когда пройдет прием-передача имущества военных, в бюджете нет средств на содержание городка. Военные передают свой объект без финансовой поддержки. А у полиции головная боль – как только последние военные выедут, городок начнут грабить мародеры, которые будут красть все – от бетонных плит до батарей из квартир.
Нас попросту выбросили!
Вся дорога до Заозерного разбитая, в ухабах и ямах. Статус городка из закрытого уже изменен на открытый. Однако попасть на его территорию все так же непросто. На КПП стоят солдаты и въезд только по пропускам. Нам повезло, увидев служебное удостоверение журналистов, нас пропустили и даже на машине. Центром городка считается местный магазинчик «Три сосны». Сюда же прибывают маршрутные микроавтобусы, которые еще пока курсируют пять раз в день.
Но и перевозчиков уже предупредили – скоро возить пассажиров необходимости не будет, точнее, некого. Впечатление от общего вида унылое, кажется, что городок умирает. Пятиэтажки потрепанного вида, некоторые из них полностью заброшены, пустуют, разбитые двери в подъезды … Тем не менее выезжать отсюда люди не хотят.
- О том, что с 1 сентября нас оставят без воды и света, нам сообщили только на днях, соответственно, на сборы нам дали всего месяц! - с возмущением рассказывает Людмила Григорьева.
С мужем, военнослужащим, она познакомилась будучи студенткой в Москве.
- 34 года! Столько лет мы отдали Министерству обороны, а теперь стали не нужны! – с обидой говорит она.
С супругом она объездила не один военный городок. После перевода в Гусиноозерск он скоропостижно скончался.
- Мне тогда сказали: срочно оформляйте документы на жилищный сертификат, как вдова военного, вы имеете полное право, - говорит пенсионерка.
Однако с тех пор прошло больше десяти лет, а воз и ныне там.
- Сколько раз нас просили снова собирать документы, всю пенсию потратишь, сдашь, а результата-то нет, - рассказывает Людмила Григорьева.
История Людмилы Григорьевой типична для большинства жителей военного городка. И они по праву сейчас обижаются на Минобороны.
- По десять лет и больше стоим в очередях на сертификаты, а недавно выяснилось, что мы почему-то отсутствуем в списках очередников. Как же так? Ведь все эти годы переписка-то с нами велась! – возмущаются люди.
Видно, стараясь смягчить свою оплошность, Министерство обороны теперь пишет в ответах, что, поскольку у Заозерного теперь статус открытого городка, свои квартиры население может приватизировать. Но какой смысл, если 1 сентября он вообще подлежит ликвидации?
Растаскивают?
Вывод военной части из Заозерного меняет весь привычный уклад местных. Многие гражданские работают в обслуживающих организациях – банно-прачечное предприятие, электрики, сотрудники узла связи. Все они остаются не у дел. Военные предлагают им переводиться вслед за ними в Сосновый Бор. Но с одним условием: хотите работать - жилье в Улан-Удэ придется арендовать.
- На наши зарплаты? Да мы не потянем, - говорят заозерцы.
На грани закрытия местный клуб, детский сад, школа…
А тем временем в городке уже началась непонятная суета. На офицерской столовой оставшиеся в части солдаты-срочники начали разбирать крышу, которую всего год назад полностью переделали и покрыли новым материалом. Тут же неподалеку рядовые разбирают ограждение из сетки-рабицы вокруг складов.
А рядом с ними стояли возмущенные директор и заместитель управляющей компании ОАО «Славянка». Именно эта гражданская организация уполномочена Министерством обороны обслуживать и следить за имуществом городка. Но и они были неприятно удивлены действиями военных.
- Не можем выяснить, чья команда разбирать. Это наш объект, мы за него отвечаем! – возмущенно говорит Сергей Семенов, заместитель директора ОАО «Славянка». – Начали уже просто растаскивать!
Легче закрыть
В администрации Гусиноозерска разъяснили: есть распоряжение правительства России, директива Министерства обороны РФ. Военный городок подлежит передаче в ведение муниципалитета. Однако такому наследству от военных в мэрии не рады.
- Чтобы содержать этот городок, нужны очень большие средства. Чтобы привести в порядок теплотрассу, которая сильно изношена, требуется более 188 млн рублей, а бюджет нашего города в год составляет всего 50 млн рублей в год! – комментирует Алевтина Фоломеева, начальник имущественных отношений, правовой работы и организационного обеспечения МО «ГП «Гусиноозерск».
К тому же, по ее словам, на носу отопительный сезон, а это дополнительные неподъемные расходы. Обсудив все варианты, решили: Заозерный легче законсервировать, а гражданское население переселить в освободившиеся пятиэтажки в поселке Джида. Отсюда военные части выехали еще два года назад. Хотя имущество официально не передано на баланс поселка, местный глава предпринял усилия по сохранности зданий и жилья.
- Участковый постоянно патрулирует, своими силами по мере возможности следим, - рассказывает Геннадий Шман, глава поселка Джида.
Он подчеркнул готовность принять переселенцев из Гусиноозерского военного городка.
Не хотим в Джиду
Но жители Заозерного категорично против переезда, несмотря на старания властей Гусиноозерска найти компромисс. Администрация даже предоставила им автобус для ознакомительной поездки в поселок. Около 12 человек представителей съездили в Джиду, но решение их осталось неизменным.
- Там нет работы, это далеко от районного центра, в селе только один врач, который замещает нескольких специалистов, - сетует Валентина Задворная.
Пожилая женщина сердечница, ей необходимы постоянное наблюдение у врача, регулярное обследование и профилактическое стационарное лечение.
- Там нет условий! А если мне станет резко плохо? У них же только дневной стационар, - говорит она.
Но самая главная причина для людей – жилье в Джиде им предоставляется только по договору социального найма. В то время как в родном Заозерном военные готовы отдать им квартиры в собственность.
- Если уж не дождемся сертификатов, так хоть здесь свое жилье будет, а в Джиде опять чужое, опять временное, - с обидой говорят они.
Геннадий Шман, глава Джиды, понимает претензии заозерцев, хотя уверяет, что у поселка неплохие перспективы.
- Я не обещаю золотые горы, но у нас в планах открытие двух предприятий и кадры будут нужны, - говорит он.
Он показал свою вотчину, доставшуюся от военных. Честно признаться, территория военного городка в Джиде произвела гораздо более благостное впечатление по сравнению с гусиноозерским. Здесь дома ухоженные и не видно разбитых подъездов, а прилегающие площадки ровные и огороженные.
Будем голодать
В правительстве Бурятии сейчас решают, что же все-таки делать с Заозерным. Как быть с людьми, которые готовы пойти уже на крайние меры, чтоб на них обратили внимание и прислушались к их пожеланиям.
- Если 1 сентября у нас отключат электричество и воду, будем жить на керосинках, носить воду и готовить на газовых печках. А что остается делать? – говорит Валентина Задворная.
Ей и семье ее сына больше деваться некуда. На вариант с Джидой они, как и остальные заозерцы, не согласны.
- Я готова к голодовке, если надо. За других отвечать не могу, но настроение у всех одинаковое, - предупреждает Людмила Григорьева.
В администрации Гусиноозерска, несмотря на свою беспомощность, подчеркнули, что в крайнем случае они людей не бросят.
- Если правительство решит сохранить инфраструктуру городка, придется нам изыскивать средства, урезать, пересматривать какие-то программы и готовить Заозерный к отопительному сезону, - говорит Алевтина Фоломеева.
Общество
9541