У археологов завершился летний полевой сезон
В июне-июле этого года археологическая экспедиция БГУ во время проведения учебной практики студентов в районе села Баин-Булак Кяхтинского района обнаружила скелет человека, жившего три тысячи лет назад. Это захоронение относится к культуре плиточных могил времени бронзового века, представители которой некогда населяли степные районы Южного Забайкалья, Монголии и Северного Китая.
– Это типичная плиточная могила, подобная выставленным в Этнографическом музее на Верхней Березовке, – рассказывает руководитель экспедиции Александр Цыбиктаров, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории БГУ. – Она сооружена примерно на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры, когда здесь шло противостояние племен местной «культуры плиточных могил» и «культуры херексуров», носители которой пришли из Западной Монголии.
Южное Забайкалье тогда населяли племена, оставившие плиточные могилы – погребальные сооружения – в виде прямоугольных каменных оградок.
На западе же Монголии, в районе монгольского Алтая и котловины Больших озер, жили племена, от которых остались «херексуры» - каменные курганы-насыпи в оградах разных форм. Мы не знаем их самоназваний и языков, но известно, что они жили родоплеменным строем, выплавляли бронзу и занимались кочевым скотоводством. Оно было основой их экономики, и длительная фаза ухудшения климата в регионе Монголии и Южного Забайкалья в конце II тыс. до н.э. в сторону усыхания, сопровождавшегося снижением травостоя в степях, вызвала миграции в поисках пастбищ. Племена «культуры плиточных могил» двинулись на запад, в свою очередь, люди «культуры херексуров» перемещались на восток. На территории нынешней южной Бурятии и прилегающих областей Монголии произошло соприкосновение этих древних народов, сопровождавшееся вооруженными конфликтами, поскольку и тем и другим для выживания нужны были пастбища.
Противостояние было довольно жестоким, о чём свидетельствуют случаи неоднократного разрушения и осквернения враждующими сторонами чужих погребений. Взаимно разорённые плиточные могилы и херексуры почти не содержат в себе находок. Лишь изредка встречаются наконечники стрел, бляшки-пуговицы и другие предметы, но они преднамеренно были выбраны из могил и выброшены здесь же. По той же причине в древних могилах очень редки человеческие останки: из почти девятисот раскопанных плиточных захоронений черепа были обнаружены едва ли в двух-трех десятках из них. Они очень ценны, поскольку позволяют антропологам воссоздать облик древних людей, дать характеристику их антропологических особенностей. Это поможет подойти к определению этнической принадлежности людей той эпохи, сделать выводы, предками каких современных народов они могли быть.
- Наша находка хорошо сохранившегося черепа - большая удача, – говорит Александр Дондопович. - Хотя скелет неполон, но череп сохранился великолепно. Это седьмой или восьмой по счёту череп людей этой культуры бронзового века, обнаруженный на территории Бурятии.
Первые два-три черепа были найдены ещё в конце 1920-х гг. Г.П. Сосновским – руководителем первой Бурят-Монгольской археологической экспедиции АН СССР, следующий – в 1948 году академиком А.П. Окладниковым в местности Херексурин-Ури Кяхтинского района, остальные три черепа удалось обнаружить мне, хотя я раскопал за тридцать с лишним лет археологических исследований более восьмидесяти плиточных могил. Два черепа сохранились в погребениях могильника Чулуты у с. Верхний Торей Джидинского района, где я вел раскопки еще в 1983 году, а третий – в этом полевом сезоне.
Вообще в районе Баин-Булака в окрестностях горы Улзыт-Хангэ и в местности Булык экспедиция Кяхтинского краеведческого музея ещё в 1981 году обнаружила около полутора десятков плиточных могил и около двадцати херексуров. Постоянные же их исследования начались только в 2000-е гг., когда БГУ стал использовать раскопки в этих местах для прохождения практики первокурсниками исторического факультета. Каждое лето университет снаряжает экспедицию.
В течение двух недель студенты живут в полевом лагере, осваивая технику проведения археологических раскопок. Дело очень сложное и кропотливое – работать нужно медленно и аккуратно, осуществляя разные виды фиксации изучаемых объектов, расчищая их не только лопатами, но и ножами и кисточками. Но будущим историкам такая трудная работа нравится. Ребята затем с удовольствием вспоминают свою жизнь в палатках, трудные погодные условия, дежурства в ненастья, борьбу с ураганными ветрами, что случается там практически каждый год. Недаром та местность носит название Сальтитуй - «ветреное место». Несмотря на трудности, старшекурсники часто приезжают снова, чтобы помочь новичкам и снова пережить ощущения полевой жизни и романтику раскопок.
Что касается найденного скелета, кому он принадлежал, сказать трудно. Размеры плиточной могилы говорят о том, что похороненный три тысячи лет назад занимал в обществе среднее положение, форма тазовой кости позволяет предположить, что это могла быть женщина. Череп планируется в ближайшее время отправить для исследований в Национальный университет Монголии специалисту-палеоантропологу Д. Тумэн. Надо отметить, что изучение подобных останков позволило установить, что люди «культуры плиточных могил» антропологически относились к тому же типу, что и жившие здесь в более поздние времена центрально-азиатские гунны, от которых, по некоторым теориям, и происходят современные монгольские народы.
Общество
4165