Есть мнение, что оптимальный возраст для похода в школу вовсе не 7 лет, а… 8. Считается, что в это время ребенок уже достаточно вырос для того, чтобы переносить школьные нагрузки. Как определить готовность ребенка к школе?
Павел Хамаев, психолог городского центра «Здоровье»:
- Полагаю, что 8 лет – поздновато. В 7 лет ребенок перестает быть полностью зависимым от родителей, осознает самого себя, понимает, на что способен, и может решать, что делать для себя. Если ребенок рос в полной семье, ходил в садик, у него не было проблем в коммуникации с ровесниками, то, скорее всего, ребенок готов к школе.
Нина Клесова, педиатр медицинского центра «Сонар»:
- За год до школы нужно пройти полный медосмотр у специалистов – невролога, окулиста, ортопеда, хирурга и т.д. Если есть необходимость, можно пройти уролога и гастроэнтеролога. Почему за год до школы? Чтобы успеть скорректировать возможные проблемы.
Александр Доржиев, психотерапевт:
- Принципиально важно научить ребенка пользоваться общественным туалетом. Ко мне приходят первоклассники с неврозами, которые оправляются в памперсы. Переделать это очень сложно. Только через полгода ребенок решается пойти в школьный туалет.
Как показывают исследования, три самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит, искривление позвоночника. Сколько часов в день школьник может читать, писать, решать, запоминать без вреда для здоровья?
Нина Клесова:
- Часто нарушение осанки и сколиоз связаны с плоскостопием. Необходимо правильно подобрать ребенку обувь и мебель. Место для занятий должно быть освещено слева. Необходимо ограничивать занятия за компьютером и просмотр телевизора – не более 30 минут в день. Родители должны контролировать, в какие игры играет ребенок. Не секрет, что много игр агрессивных, влияющих на психику и состояние здоровья в целом.
Полный запрет на просмотр тоже не рекомендуется, так как ребенок и так испытывает нагрузки, и лишать его удовольствия не стоит. Из-за этого может укрепиться отрицательное отношение к школе.
Заниматься непрерывно можно не более двух часов. Потом нужно обязательно отдохнуть.
Светлана Исаева, невролог медицинского центра «Сонар»:
- Но в стороне от прогресса не останешься. Надо нормировать. Это должно строго контролироваться родителями. 30 минут в день для детей младшего школьного возраста. 45 минут – для среднего школьного возраста и 60 минут – для старшего, помимо тех нагрузок, которые есть в школе.
Сколько часов в день ребенок должен гулять?
Нина Клесова:
- Не менее двух часов. Я бы не советовала садиться за уроки сразу после школы.
Дамби Матыпов, терапевт, фитотерапевт ГАУЗ "Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины":
- Дети порой чрезмерно загружены «кружками». Желательно, чтобы предпочтение отдавалось спортивным секциям.
Светлана Исаева:
- Неврологи вообще не рекомендуют отдавать ребенка на первом году обучения в какие-либо кружки, кроме спортивных секций. Только со второго класса мы рекомендуем английский и другие дополнительные познавательные занятия.
Как определить, что ребенок переутомляется?
Светлана Исаева:
- Симптомы могут быть не только медицинского характера. Они могут быть связаны с неправильной организацией рабочего места. Нужно вовремя ложиться, вовремя вставать. Очень серьезно на здоровье влияет питание. Если все эти дефекты режимного характера устранены, а ребенок устал, беспокойно спит, возбужден, плаксив, жалуется на головные боли, тогда необходимо обратиться к медикам. Отсутствие аппетита тоже может стать симптомом переутомления.
Обследовать ребенка, его соматическое, психологическое состояние и назначить, если необходимо, лечение.
Ребенок вынужден противостоять стрессам – в семье, в школе. Что делать?
Александр Санжиев, врач-психотерапевт:
- Умение держать удары судьбы формируется до 5 - 6 лет. Основа его в трудолюбии. Если ребенок ничего не умеет делать, то он будет находиться в состоянии стресса.
Дарима Хамгушкеева, врач-педиатр, гастроэнтеролог, заместитель главного врача по медицинской части Городской клинической больницы:
- При этом мы говорим о среднестатистическом ребенке из относительно благополучной среды. А сколько социально неблагополучных, неполных семей?
Александр Санжиев:
- Очень хорошо, если есть бабушка и дедушка. Это - полная семья. Неполная семья – когда старшее поколение отсутствует.
Павел Хамаев:
- Если в семье нет отца, то у ребенка не сформируется навык общения с мужчинами. У девочки будет проблема выйти замуж. Если выйдет, будет мучиться. Она везде подсознательно будет искать своего отца. Ребенку нужно объяснить, что, скажем, развод родителей не отразился на отношении к нему. «Я расстался с мамой, но я тебя люблю, как прежде», - должен сказать отец.
Дамби Матыпов:
- Конечно, каждому ребенку нужен индивидуальный подход с учетом психотипа. Причиной неврозоподобных состояний у ребенка может стать и ранний подъем по утрам. Нужно с лета постепенно готовить ребенка, не давая спать до обеда.
Павел Хамаев:
- Родители должны соблюдать режим в равной мере. Отсылать ребенка спать, когда сам до глубокой ночи смотришь телевизор, неправильно.
Дамби Матыпов:
- Когда ребенок сказал: «Я хочу», - воспитывать его уже поздно. Но родители начинают его «ломать», хотя воспитанием надо было заниматься с момента зачатия.
Светлана Исаева:
- Чтобы сохранить здоровье школьника, необходимо взаимодействие родителей, врачей и педагогов.
Алексей Фишев, телеведущий:
- Мы можем много говорить о семье, но сегодня большинство детей учится в переполненных классах. Вместо 20 – 25 детей в классах по 32 человека и более. Идет психоэмоциональная перегрузка, связанная с нахождением большого количества детей в небольшом замкнутом пространстве. Возможно, следует решать проблему создания начальных школ, где дети учатся до 4-го класса. При этом существует вторая серьезная проблема - острая нехватка учителей. Порой один учитель ведет два класса. О каком внимании с его стороны может идти речь?
Что делать, если ребенок болел, сильно отстал или отличается от других по состоянию здоровья?
Дамби Матыпов:
- Возможно, имеет смысл пройти обучение повторно? Перейти на класс ниже…
Нина Клесова:
- Ни в коем случае не стоит этого делать. Заболевание само по себе стресс. А перевод на «второй год» - стресс вдвойне. Проще найти репетитора и «подтянуть» ребенка, поработав индивидуально с психологами. Нужно не требовать с ребенка высоких оценок. Это очень сильно давит ребенка. Нужно постараться развивать рисование, лепку – воображение, чтобы ребенок мог выражать себя в творчестве.
Дарима Хамгушкеева:
- Бывает, в классах предпочитают работать только с благополучными детьми, не замечая детей из социально неблагополучных семей. А в больницы поступает чаще всего именно эта категория детей. Их родители доводят дело до крайности – до состояния, когда он попадает на лечение в стационар. Дети, к сожалению, не выбирают родителей…
Дамби Матыпов:
- Гнев, страсть и невежество – основные причины заболеваний, согласно тибетской медицине. Каждый орган связан с эмоциями: гнев с печенью, страсть и чрезмерная радость – с сердцем, страхи – с почками. Если родитель постоянно в страхе, у ребенка будут проблемы с почками. Зрение портится у тех, у кого не в порядке печень. Глаза, как известно, окна печени.
Каким должно быть правильное питание ребенка для того, чтобы быть здоровым?
Лыгжима Доржиева, врач-диетолог городского центра «Здоровье»:
- Питание очень влияет на иммунитет – способность организма бороться с инфекциями. На состояние иммунитета влияют образ жизни, питание, экологическая обстановка, физическая активность, много факторов. Сколько калорий съели, столько и должны сжечь. Гамбургеры, хот-доги, чипсы, газировка вместе с консервантами, красителями и т.д. приводят к лишнему весу. Дети обязательно должны есть мясо, яйца, получать животный белок.
Татьяна Шубина, стоматолог клиники «Одонт»:
- То, что мы стали есть рафинированную пищу, привело к тому, что зубы у наших детей стали хуже. Сейчас и молочные зубы малышей, и зубы подростков стали рано крошиться. Часто спрашивают: дело в пасте? Нет, все зависит от здорового питания. Дети едят соки, пюре… Назначение препаратов кальция, фосфора не решит проблемы полноценного питания.
Нужно ли заставлять ребенка доедать все до конца?
Лыгжима Доржиева:
- Нет. Но нужно формировать режим питания. Утром завтракать цельнозерновыми кашами. Сочетание молока и масла полезно. Есть медленно. Быстрая еда располагает к перееданию, так как чувство насыщения возникает не сразу.
Дамби Матыпов:
- Согласно тибетской медицине, есть типы: желчь, слизь и ветер. Дети относятся к «слизи». Им необходимы сладости, чтобы восполнить слизь. Но во всем должна быть мера.
Светлана Исаева:
- Конечно, глюкоза – это пища для ума.
Нужно ли требовать от ребенка учебы на «отлично»?
Дамби Матыпов:
- Уверен, что те три процента детей, оставшихся здоровыми после окончания школы, никогда не были отличниками.
Павел Хамаев:
- Как показывает практика, успеха в жизни отличники добиваются не всегда. Многие родители решают свои проблемы за счет здоровья детей.
Александр Санжиев:
- Самые лучшие специалисты должны быть в женской консультации, детских садах и начальных школах. Там ребенка учат отношению к своей работе. Важно, для кого ребенок учится. Если учится для себя и ему это интересно, отличником быть легко. Но для этого нужен учитель. Ведь все дети хотят учиться 1 сентября.
Если учитель был неправ, как «педагогично» поддержать своего ребенка?
Дамби Матыпов:
- Нужно пойти в школу и во всем разобраться, не ставя ребенка в известность о своих намерениях.
Дарима Хамгушкеева:
- Нужно учитывать, что всегда есть две правды как минимум. Но кто, кроме матери и отца, защитит ребенка?
Светлана Исаева:
- Нужно учить ребенка отстаивать свое мнение. Ведь учитель может быть неправ. Но важно, чтобы ребенок не был уверен в том, что родители будут защищать его в любом случае. Иначе что из этого ребенка вырастет?
Общество
4414