20 сентября состоится всероссийская премьера картины «Орда», которая уже получила свои первые награды на Московском Международном кинофестивале. Главного героя – монгольского князя, предавшего своего отца и ставшего жестоким правителем, сыграл артист тувинского театра юного зрителя Моге Ооржак.
Сейчас Моге Ооржак намерен продолжить учебу в Улан-Удэ, теперь уже на режиссера. Как пишут тувинские СМИ имя Моге означает борец. Имя будущему артисту выбрала бабушка как первому внуку.
Первые шаги к славе Моге делал школьником на сцене Кызыльского ТЮЗа. Играл ведущие роли, в том числе и в брендовой постановке «Маленький герой». Здесь его заметил известный режиссер Владимир Копуш. Моге снялся в его фильме-притче «Очалан» (Колесо), получившем хороший отклик как на российских, так и зарубежных просмотрах.
Моге Ооржак был студентом ВСГАКИ, когда в начале учебного года 2009-2010 ассистенты режиссера фильма Андрея Прошкина искали восточные лица для фильма.
Были в Якутии, Калмыкии, Бурятии. На театральном факультете ВСГАКИ появились во время занятий, объяснили преподавателю, что им надо, задали студентам несколько вопросов, впрочем, особо ни о чем важном не спрашивали, больше фотографировали и снимали на видеокамеру. Потом надолго пропали. Позвонили ближе к весне, но и тогда ничего определенного не сказали. Но потом, очень неожиданно – звонок: вы прошли, вылетайте, рейс такой-то. Со всего факультета выбрали только тувинского студента.
Моге пришлось экстерном сдавать сессию, чтобы остаться без «хвоста», и уже в июне начались съемки. Снимали эпизоды в ордынском «дворце», построенном внутри павильона.
Фильм снимали долгих два года. По рассказам молодого актера, во всем старались придерживаться аутентичности. Даже качественные дорогие ткани заказывали в в Индии. Полные экипировки актеров весили по 20 кг.
В 2010 году после первых месяцев съемок Моге дал небольшое интервью газете «Тувинская правда».
– Расскажи о съемках. Сложно было?
– Летний блок съемок закончился, они шли 11 дней в павильоне киностудии, изображающем дворец. Теперь в декабре – снова в Москве, еще в Астрахани, на натуре. Было сложно скорее технически, нежели творчески. Надо было, например, дойти от точки А до точки Б, повернуть голову – и так по нескольку раз, снимали с разных ракурсов.
– А слова в твоей роли есть?
– Очень мало. Весь фильм я наблюдаю за отцом, а в конце отравляю его, чтобы власть перешла ко мне. Роль второго, быть может, третьего плана.
– Кто снимается в фильме из известных актеров?
– Джанибека играет артист якутского театра. Моего дядю - Андрей Панин. Его в самом начале фильма отец задушит. Еще снимаются Максим Суханов, Александр Яценко. Некоторые артисты нашего муздрамтеатра тоже участвуют в фильме.
– Хотелось бы быть актером кино?
– Как повезет. Если будут предложения – конечно, да.
В основе фильма лежит один из эпизодов из жизни святителя Алексия. В 1357 году митрополит Алексий исцелил мать хана Золотой Орды Джанибека, и тот отменил поход на Москву. Для съемок сшили более тысячи костюмов, "построили" Москву XIV века и столицу Золотой Орды Сарай.
Съемки были экстремальные: юг Астраханской области, целый год там строили не просто декорации – на двух гектарах построили настоящий город. Сарай – золотоордынская столица, правление хана Джанибека, другая цивилизация, мир совершенно иной. Хотя год известен – 1357-й, - но режиссер Андрей Прошкин настаивает, что дата специально не будет указана в титрах.
Вот некоторые из самых его ярких высказываний о фильме:
- Когда мы читали материалы об Орде, вообще о монгольском обществе, то вещь, которая бросалась мне лично в глаза, - это прагматизм, возведенный в смысл жизни. И мне кажется, что этот прагматизм, ставший почти религией, абсолютно близок какому-то нашему ощущению жизни, - рассказал он.
Об идее фильма
Передать идею фильма в двух предложениях невозможно. Еще Лев Толстой сказал: «Если все можно изложить в нескольких словах, зачем писать несколько томов». Строго говоря, фильм не только про древнюю Русь и совсем не про монголо-татарское иго. Фильм во многом – о нас, живущих здесь и сейчас. Я вообще всегда снимаю про сегодняшний день.
Это история о столкновении двух миров, о жертве, о силе слабости, если хотите. И помимо всего этого, это очень увлекательная история, смотреть которую лучше всего на большом экране. Мы для этого постарались сделать все возможное.
О художественной правде
На мой взгляд, в кино, прежде всего, важна художественная правда, а не бытовая. В любой – даже самой реалистической - картине на историческую тематику кинематографисты врут постоянно. Ведь в каждой эпохе был свой ритм, свое время, своя плотность событий, манера речи, словарный состав и т.д.
Поэтому у нас изначально была установка, что мы снимаем миф: не конкретное время, 1357 год, а нечто, что я бы условно называл XIV век. Да, мы изучили много материалов о монголах, их государствах. А потом в соответствии со своими ощущениями спрессовали в «ОРДЕ» 100-150 лет. Кстати, примерно таким же путем шел Андрей Арсеньевич Тарковский в «Андрее Рублеве».
И историки эту картину ненавидят. Говорят, после выхода этого фильма на экраны его главному историческому консультанту коллеги перестали пожимать руку. Печально, но так уж приходится работать кинематографистам. Иногда для того, чтобы сказать правду, приходится жертвовать достоверностью.
Фото:mk.ru.
Досуг
4279