Вслед за Австралией, где с 1 декабря все табачные пачки должны выглядеть одинаково, унифицировать их собираются и в других странах
Унифицированная сигаретная упаковка будет распространяться по миру — австралийский опыт уже в ближайшие полгода могут перенять Франция, Великобритания и Новая Зеландия, хотя промышленность делает все возможное, чтобы противостоять этому, написали в обзоре аналитики Citi.
В августе Верховный суд Австралии подтвердил законность новых правил оформления упаковок сигарет. С 1 декабря сигареты можно будет продавать только в обезличенных пачках, на которых не должно быть ни брендовых цветов, ни изображений, ни логотипов: пачка утвержденной формы оливкового цвета, название производителя и марка будут написаны стандартными белыми буквами.
Крупнейшие мировые производители сигарет — British American Tabacco (BAT), Imperial Tobacco, Philip Morris (PM) и Japan Tabacco (JTI), вместе контролирующие как минимум половину мирового рынка, попытались через суд доказать, что этот закон нарушает их права интеллектуальной собственности и противоречит конституции. Верховный суд страны нарушений не обнаружил.
О намерении ввести схожие ограничения уже заявили Великобритания, Индия, Канада, Новая Зеландия и Норвегия. В середине августа представитель Еврокомиссии Энтони Гравили заявлял, что там работают над ужесточением антитабачного законодательства Евросоюза, включая запрет на использование фирменных логотипов на пачках сигарет, и в сентябре внесут на рассмотрение стран — членов сообщества свои предложения.
Французское правительство, по данным газеты Le Parisien, начнет внедрение антитабачного плана в течение нескольких недель, он включает не только одинаковую упаковку, но и дальнейшее повышение налогов. Правительство имеет большинство в Национальном собрании, и аналитики Citi ожидают, что закон пройдет легко и, возможно, вступит в силу в конце 2013 г. или начале 2014 г. Правительство Великобритании намеревается ввести одинаковые сигаретные пачки в течение полугода, и вполне возможно, что другие страны тоже сделают подобные объявления, считают в Citi.
Но все эти ужесточения не нанесут удара по отрасли в среднесрочной перспективе, считают аналитики Citi. «Табак является непопулярной отраслью, которую легко представить как “плохой капитализм” <...> мы считаем, что для большинства политиков нападение на табачную промышленность, как и улучшение здоровья населения, — дополнительные голоса», — пишут аналитики в обзоре.
Унифицированная упаковка не будет иметь большого влияния на прибыль табачных компаний в ближайшей перспективе, продолжают они: нет никаких подтверждений, что наиболее похожий тип регулирования — графические предупреждения о вреде здоровью — повлияли на прибыль и количество курильщиков, указывают аналитики инвестбанка.
Недавнее исследование Deloitte (в 27 странах на протяжении 14 лет) показало, что увеличение предупредительных надписей на пачках сигарет, а также введение аналогичных элементов в виде картинок не сказывается на уровне потребления, соглашается директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.
В России крупные предупредительные надписи на сигаретных пачках были введены еще в 2009 г., но курить от этого меньше не стали, утверждает гендиректор отраслевой ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин. В России картинки на сигаретных пачках должны появиться летом 2013 г.
Фото: vd-tv.ru.
Общество
2080