На Байкальский экономический форум прибыл вице-спикер Великого Хурала Монголии Логийн Цога в сопровождении статс-секретаря Батзаяа. 13 сентября их принял у себя спикер Народного Хурала Бурятии Матвей Гершевич
Его, в свою очередь, сопровождали вице-спикер Александр Коренев и председатель Комитета по межрегиональным связям Владимир Булдаев.
После протокольных общих вопросов о погоде Матвей Гершевич поинтересовался ситуацией в политике Монголии. Монгольский вице-спикер начал отвечать через переводчика:
- Вы знаете, что у нас недавно прошли выборы в парламент. Я представляю партию МАХН, которую возглавляет бывший президент Монголии Нямбарын Энхбаяр, - начал господин Цога. - Это не совсем бывшая МНРП. Она преобразовалась в МАН.
- Да? Разве партия не разделилась на две? - удивился бурятский спикер. - А как там госпожа Арвин? Она приезжала сюда.
- Она не прошла в нынешний состав Хурала, - отвечали гости. - Нет, она не баллотировалась в родном аймаке, шла по одному из округов Улан-Батора.
- А кто у вас сейчас спикер? - продолжал интересоваться волнующей темой спикер бурятского парламента.
- Энхболд. Он демократ, - подчеркнул высокий гость.
- А Болд, министр обороны, - его однофамилец?
- Нет, тот Болд теперь министр иностранных дел.
- О, большой привет ему. Мы вместе с ним ездили на Халхин-гол. Я тогда впервые побывал на востоке Монголии. Оказывается, почти все крупные политические события прошли на востоке страны, - рассказал гостям Матвей Гершевич.
Если сопровождавшие монгольского гостя чиновники смело вступали в разговор, добавляли свои мнения, то Коренев и Булдаев сыграли «фоновую» роль. Ни вопросов, ни своих комментариев. Только кивание.
- Нас в Бурятии очень волнуют планы Монголии по повороту реки Орхон в пустыню Гоби. Ведь Селенга не просто самый большой приток Байкала, это река питает несколько районов республики, - перешел к более волнующим проблемам Гершевич. - Озеро Байкал священно и для монголов, я знаю.
- Насколько я знаю, пока это только разговоры, - дипломатично ответил монгольский гость.
Напомним читателям, что речь идет о строительстве канала длиной 740 километров, по которому вода из главного притока Селенги Орхона будет поступать в водохранилища в районе Гоби. Пока речь идет об отводе примерно трети стока Орхона. Вода необходима для освоения месторождений полезных ископаемых в пустыне.
В свою очередь, трансграничная река Селенга приносит в озеро около 30 кубических километров воды в год. Это половина притока Байкала.
- Мы пьем одну воду. Бурятская поговорка гласит, что люди, пьющие воду из одной реки, друзья, почти родственники. Вы говорите по-русски? - неожиданно спросил у гостя наш спикер.
- Да, я обязан на нем говорить, - улыбнулся Логийн Цога и продолжил на хорошем русском языке: - Я сейчас возглавил монголо-российскую комиссию по сотрудничеству. Я окончил в 1977 году Иркутский госуниверситет по специальности «юрисдикция». Так что мы с вами коллеги. Я знаю, что вы тоже много лет работали юристом.
После этого беседа приняла более непринужденный характер и прошла без переводчиков. Даже посыпались шутки. Правда, прекрасно владеющий бурятским языком председатель Народного Хурала не произнес ни одного слова на родном языке, понятном монголам.
- У вас парламентская страна. Из-за этого бывают сложности. Украина тоже, как Монголия, парламентская страна, - тонко намекнул Матвей Гершевич. - Думаю, что вы следите за тем, что там происходит.
Гости вежливо кивнули.
- Да, у вас другая политическая система, - ответил Логийн Цога, в прошлом министр юстиции.
В конце встречи от Народного Хурала высокому гостю преподнесли искусно сделанное изображение Бурятии и озера Байкал с подсветкой. Матвей Гершевич показал на карте свой родной Баргузинский район.
- Вы знаете, моя жена бурятка. У нее корни в Бичурском районе, - неожиданно признался Логийн Цога. - Она будет очень рада такому подарку с родины предков.
Фото Сергея Соголова.
Политика
2575