Есть мэры и города, о которых широко известно не только на родине, но и за ее пределами. Запоминаются такие мэры нестандартными решениями, изменившими жизнь своих городов. У кого и чему может поучиться будущий новый мэр Улан-Удэ?
Недавно Геннадий Айдаев признался «Информ Полису», что провел отпуск в Сингапуре. Это крошечное государство называют «экономическим чудом Азии». До их высоких технологий нам еще далеко, а вот опыт борьбы с коррупцией перенять не мешало бы.
Несоответствие зарплаты имуществу
«Коррупция была одной из черт нашего азиатского образа. Мы решили сосредоточить внимание Бюро по расследованию коррупции на крупных взяточниках в высших эшелонах власти, - пишет в своей книге «Сингапурская история: из «третьего мира» - в «первый» Ли Куан Ю, бывший премьер страны. - Директор БРК был уполномочен вести расследования против любого министра.
Судам разрешили считать доказательством взяток несоответствие зарплаты чиновника его имуществу или образу жизни. В 10 раз - до 100 тысяч сингапурских долларов - увеличили штраф за коррупцию, разрешили конфискацию левых доходов. Чиновники убегали из страны, кончали жизнь самоубийством».
«Моя официальная резиденция принадлежала правительству. У меня не было никаких льгот, не было автомобиля, не было водителя, как не было и садовников, поваров и прочей прислуги. Я установил практику, при которой премьер-министр и другие министры ежемесячно получали определённую сумму денег и сами решали, на что её потратить», – пишет Ли Куан Ю.
Правда, при этом зарплаты чиновников повысили так, чтобы удержать на госслужбе хороших управленцев. Проблемы пробок в Сингапуре решают не только «умные дороги», оснащенные видеорегулированием. Власти минимизировали эффект «часа пик», внедрив для каждого госучреждения собственный график работы: чиновники выезжают из офиса в разное время и не создают заторов.
По-азиатски жестко
Наши соседи, точнее Пекин и Шанхай, не стесняются и заказывают у консультантов стратегию управления трафиком для борьбы с пробками. Хотя недавний визит в Пекин показал, что их пробкам могут позавидовать многие улан-удэнцы. В Пекине и во многих крупных городах Китая привлекают чистые зеленые улицы, много разнообразных цветов, красивейшие большие парки и огромное количество велосипедистов и мотоциклистов.
Но на фоне недавней трагедии в Крымске внимание привлекает отставка мэра Пекина Го Цзиньлуна и его зама. Напомним, что летом в столице КНР тоже произошло сильнейшее наводнение, погибли десятки людей. От местных жителей поступило много жалоб в связи с бездействием властей во время стихийного бедствия и неоказанием необходимой помощи пострадавшим, хотя Го Цзиньлун был назначен мэром недавно и не нес прямой вины за неэффективную систему дренажа.
Миллиарды долларов на реконструкцию Пекина были затрачены еще при другом мэре в преддверии Олимпиады-2008. Отставкой мэра столицы Китай показал всему миру, что малейшая провинность чиновника, приведшая к жертвам, сразу же будет наказываться.
Мэр на общественном транспорте
Жители Бурятии, побывавшие на прошедшей Олимпиаде, удивлялись отсутствию пробок в Лондоне. Оказывается, еще мэр Кен Ливингстон принял непопулярное решение. Он ввел плату за въезд в исторический центр с 7.00 до 18.30 в будни. В остальное время въезд бесплатный.
От платы освободили только автомобили неотложных служб, такси и мотоциклы. Жители центрального района получили 10-процентную скидку; еще небольшие скидки дали водителям, часто бывающим в центре. Бюджет города за счет этих мер пополнился.
Стал больше зарабатывать общественный транспорт. Тем более что мэр увеличил число автобусов, расширил сеть маршрутов и отвел специальную полосу на дорогах для общественного транспорта и такси.
Небольшой, но удобный
Вопреки представлениям, столица Норвегии – небольшой город, почти как Улан-Удэ. Население примерно равное. Но при этом Осло очень уютный и удобный для жизни город.
- Конечно, не сравнить богатую сытую Норвегию с нами. Норвегия тоже нефтяная страна, но в отличие от нас она не тратит деньги, полученные от продажи нефти, а откладывает в резервный фонд норвежцев. Поэтому у них очень высокие налоги, – рассказывает генеральный директор ИД «Информ Полис» Соелма Дагаева.
Ее приятно удивило, что любой горожанин может прийти в парк с прудом, входящий в королевскую резиденцию. Там можно погулять с детьми, посидеть на лужайке, на скамеечке и любоваться почетным караулом.
Мэрия Осло заботится об эстетичности города. На окраинах, когда строится какой-либо частный жилой квартал, мэрия ставит условие, чтобы крыши домов, например, были одного цвета. Нет разношерстности во внешнем виде.
- На улицах я ни разу не видела пробок. На светофорах собирается не более трех машин. Думаю, это зависит от логистики в городе, от того, что продумано всё. Всё сделано для удобства жителей, – заключает Соелма.
«Мэр, который укротил Нью-Йорк»
Это настоящее прозвище бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани. Он в разы увеличил число такси и автобусов (и маршрутов), особенно в центре, отвел для них спецполосу и установил контроль за расписанием. Кроме того, Джулиани развернул кампанию по пропаганде общественного транспорта среди представителей среднего класса и состоятельной прослойки. В результате ему удалось убедить привередливых ньюйоркцев, что перемещаться на автобусе и метро быстро и удобно.
В Нью-Йорке поражает огромное количество такси. Кажется, что именно они и создают пробки.
Вода из-под крана
В Южной Корее боготворят бывшего мэра столицы Ох Се Хун. Не зря он избирался два срока подряд. Это в других странах Юго-Восточной Азии воду пьют из бутылок. И только в Сеуле мэр реконструировал городской водопровод и во всеуслышание заявил, что пьет воду только из-под крана, пишет Forbes. Очень скоро его примеру последовало большинство горожан. Сеул, кстати, тоже считается одним из самых комфортных для проживания городов.
Культурные окраины
В начале двухтысячных годов мировые издания много писали о женщине, ставшей мэром Сан-Паулу. Марта Тереза Смит де Васконелос Суплиси прославилась не только тем, как оригинально решила проблему пробок. Она ввела единые проездные билеты на общественный транспорт, дающие право в течение двух часов без доплаты пользоваться всеми его видами.
Главным достижением этого мэра считается то, что беднейшие окраины Сан-Паулу получили доступное образование. Там открыли культурно-образовательные центры. Это то, чего так не хватает окраинам Улан-Удэ.
Первые успешные шаги
Недавно избранный мэр Улан-Батора Эрдэнийн Бат Уул тоже первым делом взялся за больную проблему – огромные пробки.
- Мы со страхом ждали наступления нового учебного года. Дорожно-ремонтные работы еще не закончились, и каждый год с 1 сентября дороги превращались в ад, – вспоминает наша землячка в Улан-Баторе Эльвира Дондокова.
Мэрия нашла необычный временный выход из ситуации. По понедельникам в дорожном движении не должны участвовать транспортные средства, чей госзнак оканчивается на 1 и 6, по вторникам - на 2 и 7, по средам - на 3 и 8, по четвергам - на 4 и 9 и по пятницам - на 5 и 0. Распоряжение мэра не касается машин управления чрезвычайных ситуаций, пожарной службы, «скорой помощи», общественного транспорта, такси, автобазы государственной специальной охраны. Более того, с 27 августа все работники столичной мэрии со служебного транспорта пересели на общественный.
Облегчение улан-баторцы почувствовали сразу. Уже первые итоги показали, что загруженность городских магистралей снизилась на 20 процентов. Резко упало количество пробок. Всего в программе улучшения дорожного движения в Улан-Баторе 11 пунктов. В их числе создание стоянок такси, запрет на организацию госслужащими собственных парковок. Отдельная мера безопасности - внедрение школьных ранцев с особой люминесцентной подсветкой для привлечения внимания к детям.
Сотрудники дорожной полиции особо отметили, что количество вызовов в связи с дорожными авариями резко сократилось. Если раньше ежедневно поступало более 200 звонков, то сейчас в половину меньше.
Теперь многие улан-баторцы надеются, что с окончанием дорожно-ремонтных работ ограничения останутся в силе.
мэр
2814