Пока в столице Бурятии спорят о судьбе трамвая, многие приезжие восхищаются тем, что Улан-Удэ сохранил этот самый экологичный из ныне существующих видов общественного транспорта. Более того, в других странах и городах есть целые трамвайные маршруты для туристов
Оказывается, в других странах трамвай особенно ценят турагентства и гиды за то, что это дешевый, удобный и наиболее безопасный способ познакомиться с достопримечательностями. Ведь с каждым годом количество машин и пробок в городах растет. Постепенно и Улан-Удэ приближается к проблеме многих городов. Платные парковки и дороги мало решают проблемы пробок. Это поняли даже в самой автомобильной стране мира – США.
Память о Чикаго
Если бы не трамвай со специальным туром, я не смог бы так быстро и так полно ознакомиться с Чикаго. Позже в Нью-Йорке жалел, что там нет хотя бы экскурсионных трамваев. Недавно узнал, что мэрия столицы США решение проблемы автомобильных "пробок" нашла в создании трамвайной сети и развитии жилищного строительства возле станций метро.
А пока специалисты Федерального автомобильного агентства США внедрили идею совместного использования машины 3 - 5 попутчиками. Так, в Вашингтоне машина с 3 и более пассажирами получает право двигаться по специальной полосе, предназначенной для общественного транспорта. Водитель, заехавший на полосу, без должного количества пассажиров, штрафуется. Первый трамвай в Вашингтоне появится в 2013 году.
Канатный трамвай Сан-Франциско в США вовсе включен в Национальный регистр памятников истории США и является одним из самых знаменитых не только в Америке, но и во всем мире.
Интересно, что этот трамвай власти города тоже пытались ликвидировать после землетрясения 1906 года. Но жители Сан-Франциско на референдуме высказались за сохранение системы канатного трамвая. Сегодня это визитная карточка города и одна из главных его достопримечательностей. Подвижной состав полностью аутентичен и выглядит так же, как и сто лет назад.
На западе
- Я ездила в Австрию. Там трамваи стилизованы под старину, но при этом на дисплеях весь маршрут - вспоминает Базарова Любовь Ширабовна – ступенька вровень с полом. Обивка сидений матерчатая.
Наши земляки в Израиле спешат покататься на Иерусалимском скоростном трамвае. Не стоит объяснять, почему этот трамвай пуленепробиваемый и почему детали двигателя находятся внутри специального кожуха, чтобы в них нельзя было скрыть взрывное устройство.
- В прошлом году я отдыхала на юге Франции и побывала в городе Ницца. Там ради интереса прокатилась на трамвае. Их трамваи совсем не такие, как у нас в России. Во-первых, там очень чисто, а все сиденья сделаны их мягкого материала и больше напоминают удобные диваны. Во-вторых, трамваи движутся абсолютно бесшумно и там можно разговаривать, не повышая голоса. К тому же все они оснащены кондиционерами. Кондукторов в ниццианских трамваях я не встречала, как и людей, передвигающихся "зайцем". За проезд все оплачивают с помощью специальной карточки.
Маршрут трамвая особенный – вспоминает наша коллега Аревик Сафарян - Он спланирован не только для удобства жителей Ниццы, но и с учетом того, что в городе много туристов. Трамвай проходит через самые красивые места города, проезжает мимо основных достопримечательностей.
Те, кто бывал в Египте, знают об Александрийском трамвае с вагонами только для женщин. В наше время в городе действует 38 станций на двух линиях общей длиной 32 км. Александрийская трамвайная система, помимо всего прочего, является одной из трех в мире, что использует двухэтажные трамваи - даблдекеры.
В Азии
- Зимой отдыхал в Гонконге. Поразился, что в этом суперсовременном городе сохранили трамвай. При этом еще и двухэтажный. Есть даже тур на ретротрамвае. От туристов отбоя нет – рассказывает наш земляк в Китае Чингис Зоригтуев.
Бурятские студенты в Японии рассказывают, что даже в высокотехнологичном Токио сохранили две трамвайные линии и станции трамвайных путей отреставрировали в ретростиле. Пожилые люди любят там поностальгировать по ушедшим временам.
В жаркой Индии только Калькутта сохранила действующую трамвайную сеть, да еще какую: целых 29 линий! Подвижной состав, который в наше время используется Калькуттской трамвайной компанией, был большей частью закуплен в Англии еще до обретения Индией независимости. Он полностью аутентичен, но сильно изношен, из-за чего с середины 1990-х годов на многих маршрутах появились автобусы вместо трамваев, а часть линий закрылась либо навсегда, либо на длительную реконструкцию.
Как у нас?
В России, разве что Москва может предложить свой экскурсионный трамвайный маршрут «Аннушка» по мотивам знаменитой Булгаковской «Мастера и Маргариты». В Волгограде и вовсе метротрам, или так называемый подземный трамвай. Он как электричка в метро временами проходит под землей, а частично - по ней. Нигде больше в России аналогичной системы нет.
В соседнем Иркутске трамваи используют только по прямому назначению. В Улан-Удэ додумались лишь до аренды под свадьбу.
Фото: dic.academic.ru.
Общество
3999