Это сейчас гуляющие по Арбату и щелкающие фотоаппаратами группы туристов никого не удивляют и воспринимаются как свидетельство развития региона. А в советские годы все было иначе
Мы задались вопросом, какой же путь прошла бурятская земля на пути к белозубым и открытым улыбкам иностранцев. За помощью обратились к эксперту и, так сказать, опытному бойцу туристического фронта Раде Жалсараевой. Именно она стояла у истоков формирования имиджа Бурятии за пределами тогда еще Советского Союза, затем и Российской Федерации.
В Бурятской АССР иностранных туристов не было
В те времена у нас был развит внутренний туризм, то есть приезжали в основном советские граждане.
- Единственной организацией, говоря современным языком - турфирмой, было «Бюро путешествий и экскурсий» при Союзе профсоюзов, - начала свой увлекательный рассказ Рада. - Туры на Байкал продавались во всех бюро путешествий Союза, набирались группы за границу и на туры выходного дня. При этом часть расходов брало на себя государство.
Например, 2-недельный тур в Монголию с перелетом и 3-разовым питанием стоил 90 рублей, так что скидка предоставлялась хорошая. Заграничные турпутевки достать было практически невозможно, доходило до того, что заседала комиссия и отбирала претендентов.
В распоряжении бюро путешествий при Совете профсоюзов было огромное количество баз: Максимиха, Щучка, Байкальский прибой и другие. А располагалось сие важное учреждение на улице Ленина в бывшем доме купца Курбатова и в гостинице «Баргузин». Они принимали большое количество советских туристов.
- Для иностранцев же город был закрыт. В Бурятию они вообще не приезжали, разве что мимо на поезде до Монголии, - вспоминает наш эксперт. - Тогда еще была фирма «Спутник», ныне «Спутник Бурятии», которая занималась молодежным туризмом, в основном выездным. Принимали же только монголов, но их просто встречали в Наушках и везли дальше, минуя Улан-Удэ.
Улан-Удэ был дырой на карте для туристов тех времен.
«Интурист» как поворотная точка
В конце 80-х годов в Улан-Удэ появился «Интурист». Сначала фирма занималась лишь выездами за границу по путевкам. Тогда Рада Жалсараева стала ее директором и поставила перед собой немыслимую задачу - завлечь в Бурятию иностранных туристов. Как говорится, каким бы сложным ни был путь, дождется он первопроходца. И бурятский туризм дождался.
- Я задалась вопросом: почему к нам не приезжают зарубежные гости, а в Иркутске они бывают? - с волнением поведал первопроходец бурятского туризма. - Мне подсказали, что за ответом надо идти в КГБ, и я пошла. Сотрудник ведомства сказал, что у нас могут останавливаться иностранцы. И мы начали работу.
В первую очередь задумались над турпродуктом, именно тогда в программу вошли Иволгинский дацан, Этнографический музей, экскурсии по городу и, конечно, Байкал. То есть сегодняшняя классика.
- Нужно было еще приучить наш город к приему туристов, - продолжает Рада. - Мы собрали группу из обслуживающей сферы и повезли их в Иркутск, чтобы показать, «как надо делать». Принимающая сторона нас встретила в аэропорту, поселила в отличной гостинице, устроила экскурсию по городу, затем отправила на Байкал. Мы очень внтмательно смотрели, как работают все сервисные службы, это был первый семинар-тренинг для наших работников.
Наши мамы и папы помнят, какие были проблемы с местами в гостиницах.
В то время единственным отелем города был «Байкал», и заселиться туда было что-то из ряда фантастики. Это позже построили «Бурятию», а в период распада Союза в бывшем здании общежития обкома партии сделали гостиницу «Октябрьскую» - современный «Гэсэр». С расселением иностранных гостей стало легче.
- Помню, как мы решили заселить в «Октябрьскую» группу иностранных журналистов из «Би-Би-Си», - предалась воспоминаниям Рада. - А директор возмущался: «Как это - журналистов да в нашу гостиницу?!». Он был человеком старой закалки, трудно было сразу перестроиться на новую систему. Население тоже глазело на иностранца на улицах города.
Мальчишки бежали вслед за ним и кричали: «Он не по-нашему разговаривает!». А потом на телевидение хлынул поток информации, и все стало привычным.
Первый брендинг Бурятии
В 80-е одними из первых зарубежных туристов были работники посольств и консульств, аккредитованных в Москве. Они приехали познакомиться с ранее закрытыми городами. Также прибыли авторы путеводителей.
Отзывы о нас были самые разные. Первое впечатление от Улан-Удэ сложилось у них неплохое, несмотря на неразвитую инфраструктуру. Они понимали, что регион делает свои первые шаги на пути к приему иностранцев.
- Доходило до смешного, - рассказывает Рада, - мы заранее приезжали в кафе и раскладывали салфетки на столах или мыло в номерах. Закупали в Монголии или Иркутске спиртные напитки: пиво, вино, виски, ведь баров тогда и в помине не было в городе. Приходилось выкручиваться, ведь иностранцы привыкли к определенному сервису.
В те годы представили и первую программу в Этнографическом музее с выступлением бурятских и семейских ансамблей.
- Мы ездили и договаривались по селам. Ведь знакомство с культурой народа через костюм и музыку очень важно. Иностранцы давали выступающим стандартные чаевые в один доллар, а те отмахивались в ответ: «Ой, да зачем, не надо!». Сейчас бабушки совсем другие, деньги берут охотно, - вспоминает Рада.
В те времена было сложно завлекать туристов, ведь о Бурятии никто не знал. Только сейчас идет преломление ситуации в нашу пользу.
- Мы тогда стали выезжать на зарубежные выставки, представлять наш регион. Я сама сколько раз стояла в национальном костюме в Берлине, Лондоне, - улыбается Рада Жалсараева. - Ездили не с пустыми руками, в Германию привезли тяжеленное конское седло, украшенное серебром и национальным орнаментом. Оно восхитило немцев, некоторые захотели его купить, но экспонат не продавался.
Еще вывозили бурятские украшения и кедровые орешки. За границей такие орехи продавались в очищенном виде, а мы привезли в натуральном. Иностранцы пытались есть их прямо со скорлупкой, а мы им показывали, как надо ловко расщелкивать.
Для туриста любая дорога - скатертью
Так можно сказать и о гостях, приезжающих в Бурятию. На вопрос, изменился ли как-то с годами портрет туриста, Рада ответила весьма неожиданно:
- В принципе, не поменялся, все те же интересы. Я бы даже сказала, что приезжающие к нам тогда достойны уважения и наград только за то, что решились на такое нелегкое путешествие. Тогда было сложно получить российскую визу, да и сейчас непросто.
Туризм - процесс творческий
В преддверии Международного дня туризма Рада Жалсараева не могла не поздравить своих коллег с их профессиональным праздником:
- Хочу пожелать больше туристов, здоровья и творчества. Туризм - процесс творческий и креативный. Чтобы сталкивались поменьше с неординарными ситуациями. У нас много интересных и перспективных проектов в разработке.
Это и Кяхтинский и Иволгинский кластеры, и Тункинская долина, и Великий чайный путь. Правда, многим вещам нам надо еще учиться. И, конечно, поддержка государства очень важна.
Фото из архива.
Общество
6163