Общество
2503

«МК»: В Бурятии есть спорт, но нет достижений

Депутаты Народного Хурала «на правительственном часе» заслушали председателя республиканского агентства по спорту Владислава Бумбошкина. Депутатов интересовало, как будет преодолено отставание в республике в большом спорте

Он отчитался за развитие массовых видов спорта в республике, сообщив, что занимаются спортом 28% граждан, в том числе в «48 учреждениях спортивной направленности».

Между тем депутатов больше интересовало, как используются недавно запущенные крупные спортивные объекты в виде ФСК и как будет преодолено отставание в республике в большом спорте.

Например, депутат Игорь Бобков заявил, что мы не сможем добиться успехов в большом спорте, если не начнем с увеличения уроков физкультуры в школах. Однако признал, что наши «грандиозные, циклопические сооружения вроде ФСК будут только проедать деньги, которые могли быть эффективно использованы на спорт». Поскольку только налоги на ФСК составят в этом году около 72 млн. рублей.

«На массовый, в том числе и детский спорт денег не остается», — подытожил депутат.

По словам депутата Михаила Гергенова, в Улан-Удэ, несмотря на возведение новых стадионов для школьников, из которых и должны вырасти чемпионы, совершенно не создается условий для занятия спортом, поскольку за все надо платить большие деньги. В частности, на сессии была затронута проблема детского спорта в городе Улан-Удэ, а в качестве примера — ситуация с филиалом ДЮСШ-4, специализирующемся на лыжах, и который ютится в неприспособленном подвале 9-этажки в 113 квартале. С таким отношением к спорту республика далеко не продвинется.

Также он усомнился в заверениях Владислава Бумбошкина о том, что в Бурятии «охвачено спортом» более 20% школьников.

— Максимум 10 процентов в реальности, — возразил депутат.

По словам экономиста Лазаря Бартунаева, корень проблем в том, что при строительстве на федеральные деньги огромных спортивных сооружений никто не считал, во сколько обойдется их обслуживание. А на эти деньги можно было построить в большинстве районов по одному спортзалу, обслуживание которых не было бы таким обременительным.

Юрий Сангадиев, главный тренер республики по вольной борьбе, настроен более оптимистично. Бронзовая медаль на Олимпиаде нашей борицы Любови Волосовой — сигнал к тому, что республика имеет большой потенциал. Однако и он видит массу проблем.

— Подготовка спортсменов осуществляется хаотично, без системного подхода, которая в свою очередь усугубляется крайне низким состоянием материальной базы в республике, — отметил Сангадиев. — Особенно сильно мы отстаем в области фармакологии, в том числе с использованием лечебных трав для подготовки спортсменов.

Его коллега, заслуженный тренер России Федор Махутов, был еще более категоричен.

«Почему китайцы добиваются успехов? Да потому что за перспективным спортсменом прикреплены врач и массажист. У нас же я за два последних года ни разу врача в борцовском зале не видел», — отметил тренер. По его словам, его поражает неуместная экономия на спортсменах, занимающихся в школе олимпийского резерва, когда, например, вместо ежедневной бани спортсменов запускают в сауну только раз в неделю.

Подобная экономия на мелочах ничего кроме головной боли спортсменам не приносит.

По словам Махутова, ФСК, куда потрачены большие деньги, проблему подготовки спортсменов-вольников не решит, поскольку необходим специализированный комплекс по подготовке борцов, как в Красноярске, где под одной крышей расположено сразу восемь борцовских ковров.

Спортивные эксперты говорят, что большая часть российских регионов специализируется на тех видах спорта, где у них есть хорошие заделы. Бурятия не нефтеносный регион, однако если сосредоточить деньги на прорывных проектах, то здесь можно многое сделать. И есть прекрасные примеры, как частный бизнес, вкладывая в тот же волейбол (Лев Алсаханов), баскетбол (Сергей Рогов), добивается хороших результатов. Но нужен комплексный подход.

Недавно в Улан-Удэ состоялось совещание, на котором директор ШВСМ Гуробазар Цэдашиев заявил, что в Бурятии отсутствует специализированный медицинский центр для спортсменов, а также профессиональные спортивные врачи и психологи.

Как театр начинается с вешалки, так и спорт должен начинаться с врачебно-физкультурного диспансера, с врачей, которые ведут одаренного спортсмена до медалей.

Но пока у нас нет этой вешалки.

Хотя давно пора ввести в том же республиканском физкультурном диспансере ставки хотя бы двух спортивных врачей — по игровым и силовым видам спорта с помощниками.

Причем при наличии медицинского факультета БГУ мы могли бы готовить этих специалистов сами. Как это делается в других регионах. В самом республиканском агентстве по спорту привыкли работать по старинке, поэтому необходимо приглашать высококлассных спортивных функционеров для создания у нас полноценной системы подготовки будущих чемпионов. Как это делается во всем мире.

Правительство республики определило приоритетные виды спорта, которые должны развиваться. Это борьба, стрельба из лука, ряд игровых видов спорта. Но при этом почему у нас нет дворца борьбы, как минимум, на шесть ковров, где могли бы одновременно проводиться тренировки по всем видам борьбы? Со всей сопутствующей инфраструктурой, гостиницей, столовой, тренажерным залом и саунами. Почему мы постоянно заявляем о наших претензиях на олимпийские медали по стрельбе из лука, а у нас при этом нет современного крытого 90-метрового лукодрома, где можно было вести подготовку наших лучников и зимой, и летом?

Пока же можно признать, что все «нулевые годы» республика в области подготовки высококлассных спортсменов топталась на месте и потеряла все свои наработанные годами позиции в большом спорте. Пораженческие настроения пустили глубокие корни среди спортивных функционеров Бурятии. Однако это фактически дорога в никуда. И если в Бурятии чиновники также будут просиживать штаны в своих кабинетах, то у нас останется спорт, но не будет высоких достижений на российских и мировых аренах.

Фото skyscrapercity.com

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях