Она почти ровесница республики. 21 октября Полина Степановна Брянская отметит свое 87-летие. Несмотря на столь почтенный возраст бабушка полна жизни, бодро смотрит на мир неунывающими глазами. Глазами, видевшими смерть. На войне она была снайпером
Ни одна девушка в мирное время не подозревает, какая судьба ее ждет. Поля Михалева из села Ганзурино Иволгинского аймака, как все вчерашние школьницы, мечтала о яркой, интересной жизни, готовилась выбрать профессию. Но в 1943 году 17-летнюю Полю призвали в армию и отправили учиться в Подольск на снайпера.
- А это девчонки-снайперши. Мы вместе учились, - показывает бабушка фотографию, где семь юных девчушек с автоматами.
Во время беседы Полина Степановна все время что-то искала среди пожелтевших фотографий и документов.
- У меня был блокнот с армии. Девочки писали там. Кажется, потерялся, - с досадой говорит Полина Степановна.
После войны она хотела найти своих фронтовых подруг. Интересно, как они живут. Не многие смогли вернуться домой.
- Но дед у меня такой, особо не разбежишься. Хотела даже на девчонок в розыск подать, – признается бабушка.
Она достает аккуратно завернутые в платочек награды. Дрожащими руками берет ордена и медали, рассказывая историю каждой.
«Мама, я буду снайпером»
Отучившись девять месяцев в Подольске, Поля попала в 236-й стрелковый полк 69-й армии. Это был Первый Белорусский фронт. А 26 марта 1943 года маме Полины Степановны пришло письмо, что ее дочь будет снайпером. И с этой даты началась для едва ступившей в совершеннолетие Поли война.
Как бы ни готовили девушек, то, с чем им пришлось столкнуться на войне, называется испытанием. Теория, как известно, далека от практической реальности. В ней были и солдатская форма, порой больших размеров, мужское окружение, которому порой не до светских приличий, огромные физические нагрузки… Приходилось ночевать голодными и холодными в траншеях. Полине пришлось быть не только снайпером, но и писарем в штабе, и раненых с поля боя выносить.
- Мы, снайперы, парой ходили. У меня пара была девушка из Горьковской области. Ночами ходили на задания. Сначала был страх. Кого, мы же только с деревни, - вспоминает Полина Степановна. - В таких условиях никогда не были. Но зато все перетерпели. Одно только под старость – это воспоминания. Что хорошего в войне? Конечно, ничего. Люди умирали. Кричали: «Добейте! Добейте!». Жалко, конечно, вместе с ними плакали.
Возможно, поэтому, вернувшись с войны, в кругу своих ровесников Полина Михалева чувствовала себя намного старше. Смотрела на жизнь совсем другими глазами – глазами, видевшими смерть.
Или ты его, или он тебя
С боями Полина прошла всю Германию. Полина Степановна как сейчас помнит день, когда впервые встретилась с врагом:
- Волей-неволей, хочешь не хочешь. Или он тебя, или я его. Постоянно меняли положение: то за куст, то за холмик или за насыпь, – рассказывает Полина Степановна. – А ведь ночное время было! Я стреляю, а меня все равно же видно по выстрелу. И он тоже бьет в меня.
В конце войны рота Полины Степановны освобождала военнопленных в городах Финстервальд и Альтенграбов. Полину забрали в штаб за хороший почерк.
- Бедные военнопленные, у них не было обмундирования, они приняли присягу опять. И когда уже война закончилась, нам передали этих военнопленных, и мы шли с ними. Мы всю Германию прошли, Польшу, на станцию Брест-Литовск вышли. А здесь уже расформировались, - вспоминает Полина Степановна этот день, показывая документы.
Война закончилась!!!
Когда Левитан объявил о конце войны, полк Полины Степановны еще шел на Запад.
- Помню, цвела сирень в мае. Встречные шли и кричали: «Война закончилась!», а нам надо было все равно дойти до своего местоположения, – вспоминает счастливые дни ветеран.
И только 15 августа Полину демобилизовали. Когда она приехала домой, там ее ждал муж, тоже вернувшийся с войны.
- Он был дважды ранен в ногу. И пока несли в полевой госпиталь, у него развилась гангрена. Ногу отняли. Вместо нее культя 17 сантиметров, - вглядываясь в фотографию мужа, рассказывает Полина Степановна.
Хранит она и карту боевого пути мужа. Безошибочно находит и показывает, где ранили мужа и куда так долго несли.
- Его ранило в квадрате 90х44. Вот пока несли, ногу отняли. Он был командиром взвода, – говорит Полина Степановна, взявшая после войны фамилию мужа.
Так бывший снайпер стала счастливой замужней женщиной, матерью троих детей. Сейчас любимая бабушка и прабабушка. В свои 87 лет Полина Степановна сама ухаживает за дачей – садит, полет, убирает урожай.
- Вот здесь у меня малина, - показывает Полина Степановна. - А здесь смородина. Нынче ее много было. Вот бы летом приехали, все бы увидели.
После беседы Полина Степановна приглашает к столу. Деревенская картошечка, свежезасоленная рыбка, варенья из облепихи, смородины. Все изготовлено руками, когда-то крепко державшими снайперскую винтовку.
- Поля все сама делает. И рыбку солит, и на огороде, - рассказывает о бабушке соседка.
Во время обеда внук спросил бабушку, когда домой поедет. Соседка тут же давай просить за бабушку.
- Пусть еще немного останется. Вон погода какая. Еще тепло, - говорит бабушка-соседка. - Она ругает нас. Утром в рань встанет. И будит нас: «Чего еще спите?!».
В преддверии 87-летия наша редакция поздравляет Полину Степановну и желает ей оставаться такой же бодрой и служить для всех примером жизнестойкости и оптимизма.
Фото Марк Агнор
Общество
3382