Улан-удэнцы, раз и навсегда завязавшие с алкоголем, честно рассказали, как это было
Перед вами две истории жизни. Казалось бы, этих двух незнакомых между собой людей ничего не должно объединять. Кроме, пожалуй, успешности и всеобщего уважения. Один – известный бизнесмен, второй много лет проработал в большой компании, где его все любят и уважают. Трудно поверить, что оба когда-то упали на самое глубокое дно жизни, но нашли в себе силы подняться.
Мои собеседники были очень откровенны. Их монологи походят скорее на исповеди. Поэтому, не обессудьте, мы не будем публиковать их настоящие имена.
Андрей, 39 лет
«Каждый день до непотребного состояния…»
У меня хорошая семья. Мама и папа с высшим образованием, дом полная чаша. Сознательно первый раз я выпил алкоголь лет в 13 - 14. Ну как это обычно бывает? Чтобы приняли в компанию, чтобы стать «своим». Особого удовольствия не испытал. После школы поступил в институт, но вскоре бросил – мной завладела уголовная романтика. Попойки, грабежи… Помните 90-е? Тогда на слуху были истории, как человек добился благополучия, не имея высшего образования. Так вот и я верил, что добьюсь финансового благополучия.
Потом была армия. Когда вернулся, ушел в самый долгий запой – на год. Пил каждый день. Пили все, что горит – от парфюма до суррогата. Каждый день до непотребного состояния. Не работал, перебивался случайными заработками. Все уходило на выпивку. В уголовной романтике есть такое правило – не воровать у близких. А я, хоть и был увлечен этим, воровал у бабушки. Она от меня не скрывала, где лежит пенсия. Я брал оттуда, сначала немного, потом еще и еще… Успокаивал себя: «Она старенькая, не заметит!». И был уверен, что все до копейки положу обратно. Такого, конечно, не случилось.
Как-то незаметно с легких наркотиков перешел на тяжелые – героин, ханку. Опять-таки все для того, чтобы быть принятым в компанию – в криминальных кругах котировалось такое. К тому времени устроился на работу, так что всегда обеспечивал себе и алкоголь, и наркотики. У меня даже отдельная графа была в семейном бюджете: это на проезд, это на еду, а это на наркотики и алкоголь.
Родители подозревали, конечно. Но я хитрый был, умело скрывал. Держал себя и дом в чистоте, чтобы сохранять иллюзию благопристойности. В то время, конечно, переживал, пытался бросать, но стоило увидеть собутыльников, как срабатывал рефлекс: надо что-то сообразить.
Женился, родилась дочь. Знаете, я до этого много чем клялся, что брошу бухать и наркоманить: здоровьем, благополучием и так далее. А тут поклялся здоровьем дочери – самого моего дорогого человека. Ей тогда два месяца было. Решил: теперь-то уж точно надо завязать. В этот же вечер подъехал к моему дому собутыльник, побибикал под окнами… Когда бежал по лестнице, нахлобучивая по дороге шапку, с ужасом думал: «Да что ж я за скотина такая, что бутылка мне дороже здоровья ребенка!». Думал, а ноги сами несли меня вниз…
Тогда я понял, что мне нужна помощь. Собрался и рванул в Ангарск, прочитал в Интернете, что там центр хороший есть. Вернулся уже другим человеком. Нашел здесь группу анонимных алкоголиков и еще другую – анонимных наркоманов. Это самообман, когда думаешь, что сможешь завязать самостоятельно. Без помощи могут только пять процентов.
Я уже шесть лет не пью и не употребляю наркотики. Но я не бывший алкоголик. Бывших алкоголиков не бывает. Это смертельная болезнь, которая будет со мной до конца жизни. Желание употреблять никуда не делось. Особенно тяжело в минуты эмоциональной нестабильности, когда слишком плохо или слишком хорошо… Главное, что эта мысль «щас бы выпить!» пролетает мимо, и я за нее не цепляюсь.
С прежними друзьями иногда встречаюсь. Сразу оговариваюсь при встрече: «Мне неинтересны рассказы о том, кто как погулял, давайте поговорим о другом». И говорить-то, оказывается, не о чем. Нас ничего не связывало кроме попоек. Вы знаете, из всех моих друзей и знакомых молодости в живых осталось только процентов 20. Представляете?
У меня сейчас свой бизнес. Много езжу. Могу ли я назвать себя счастливым человеком? Абсолютно. Я очень счастливый человек.
Евгений, 56 лет
«Доча, папа больше никогда не будет пить»
Я 14 лет пропил. В деревне, где я жил, пили все. Ну и я. Как-то даже не задумывался, зачем я пью. Выпьешь – и весело вроде. Опять-таки друзья тянули. На следующий день плохо, голова кружится, но работал.
Гуляешь всю ночь, часа два поспишь, а утром на работу. Едешь в машине, тошнит. Остановишься, дверь откроешь, выблюешь и дальше едешь…
Зарплату я не пропивал. С этим у меня было строго. Тратил на выпивку только случайные заработки. Подвезу кого-нибудь или еще какой калым – вот тебе и деньги на алкоголь.
С женой ругались, конечно. Хорошо разве, когда муж алкоголик? Как-то ко мне друг приехал, она ему и сказала: «Уходить я от него решила, надоело».
Понимание, что пора бросать, пришло неожиданно. До этого часто задумывался, что надо, но как-то несерьезно. А тут все накопилось – и скандалы дома постоянные достали, и работать с похмелья надоело. Однажды проснулся после очередного, особо обильного возлияния и решил: хватит. Так мне плохо было, ужас! Друзья говорят: «Давай опохмеляйся, лучше станет». Может, и стало бы, но я наотрез отказался. И доче тогда же пообещал, она в классе четвертом тогда училась: «Доча, папа больше никогда не будет пить».
Кровь из носа пошла. Да не просто пошла, а прямо побежала. Вот не поверишь – я ноздри закрываю, а кровь изо рта начинает идти. Увезли в больницу. Допился, называется.
Первый год ой как трудно было. Сейчас понимаю: я тогда все правильно делал. У меня друг недавно бросал пить. Закрылся дома на несколько месяцев и вообще никуда не выходил. Я говорю ему: «Зачем ты так? Рано или поздно придется из дома выйти, и тогда от соблазна сложно будет удержаться». А он ни в какую не соглашается. Ну и не выдержал однажды, опять в запой ушел.
Я же, наоборот, не избегал общения, понимал, что лучше сейчас себя перебороть. Только в тот момент я понял, кто мои настоящие друзья. Меня поддержали всего двое человек. Всего двое! А друзей у меня было очень много. Они меня не поняли, все уговаривали выпить, дескать, зачем дурью маешься.
Я сейчас, как и все, на праздники хожу, свадьбы. Тоже со всеми чокаюсь, говорю тосты, но рюмку потом отодвигаю, не выпив. Никто и не замечает. Чокается человек, веселится, смеется – значит, пьет. А я давно понял, что веселиться можно и без спиртного. Уже много лет меня воротит от самого запаха спиртного. Даже от запаха кваса нехорошо.
Комментарий Ларисы Сансановой, заведующей отделом профилактики Республиканского наркологического диспансера:
- То, как человек избавляется от зависимости – самостоятельно или с чьей-то помощью, – зависит от степени тяжести заболевания. На первой стадии, когда утрачиваются формы контроля над тягой, победить алкоголизм легче. На третьей, когда наблюдаются глубокая деградация, изменения в интеллектуальной сфере, утрачиваются социальные навыки, уже необходима помощь. С точки зрения наркологов, да, бывших алкоголиков не бывает, потому что бросивший пить человек находится в ремиссии, есть вероятность рецидива. Но, повторюсь, это мнение нарколога. Если человек соотносит мысли с действиями, ведет здоровый образ жизни, увлечен делом, то он вполне может и не сорваться.
Справка "Информ Полиса"
В Бурятии бесплатную помощь по избавлению от алкогольной зависимости оказывает несколько организаций и объединений.
1) Каждые вторник, среду и четверг в 19.00 группа анонимных алкоголиков собирается в Республиканском наркологическом диспансере.
2) Православное общество «Трезвение»: 62-17-74.
3) Курс длительной реабилитации можно пройти в Республиканском наркологическом диспансере.
Люди, бросившие пить, советуют, как завязать с пагубной страстью к алкоголю
1) Ограничить круг знакомых и друзей, которые не поддерживают стремление начать новую жизнь, но не избегать общения вообще.
2) Постараться найти помощь либо специалистов, либо из числа тех, кто успешно прошел тот же путь, – когда тебя кто-то поддерживает, справиться с проблемой гораздо легче.
Общество
12409