В Бурятии мало семей, которые обошли репрессии. В республике было репрессировано около 20 тысяч человек, их них 6 тысяч были расстреляны в 1937 - 1938 годах по обвинению в предательстве Родины
По данным архива ФСБ РФ по Республике Бурятия, репрессиям подверглось 1883 служителя религиозного культа, в том числе 1 710 буддистов, 61 служитель православной церкви и 25 старообрядцев. В архивах управления хранится около 11 тысяч уголовных дел. Двадцать тысяч человек проходят по ним в качестве так называемых «врагов народа».
Спустя 75 лет после массовых «чисток» по политическим мотивам дети и внуки репрессированных с болью рассказывали на митинге истории своих семей.
– Не пощадили даже славную боевыми подвигами Бурят-Монгольскую кавалерийскую бригаду, командный состав которой был арестован вплоть до младших командиров, а вскоре бригада была расформирована, – рассказывает внук репрессированного Вячеслав Ванчиков.
Среди собравшихся на митинге звучали предложения объединиться детям репрессированных и съездить в Магадан. Туда, на север, ссылали очень много верующих и священнослужителей. «Серпантинка», Днепровский, Бутыгычаг, Джелгала… Непривычные на первый взгляд названия. Для буддийского духовенства России это страшный маршрут гулаговской Колымы. Более 250 урановых рудников, золотых и оловянных приисков, лесоповалов области стали для бурятских лам полюсом лютости, «особым островом» бесчеловечности.
– В девяностых годах в Магадан приезжали бурятские ламы и провели молебен в память погибших здесь земляков, – рассказывает житель Магаданской области, уроженец Бурятии Илья Павлов. – После этого я внимательнее присмотрелся к могилам на Теньке и в Ягодном, Сусумане и Хасыне. Возле этих поселков не привычные большинству могилы, а просто колышки с проржавевшими крышками от консервных банок. Вместо фамилий «з/к №».
А пока дети и внуки репрессированных чтят память своих погибших родных у небольшого памятника в центре Улан-Удэ.
Фото russianstock.ru
Общество
2991