События вокруг семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» продолжают оставаться в центре внимания не только общественности Бурятии и регионов компактного проживания коренного малочисленного народа Севера
18 октября в Улан-Удэ состоялось заседание рабочей группы Общественной палаты России под руководством Павла Суляндзиги. 19 октября в центре столицы Бурятии прошел пикет представителей восьми эвенкийских родов Бурятии, Якутии, Сахалинской и Иркутской областей, Хабаровского и Забайкальского краев, Приамурья и Эвенкии, приехавших в Улан-Удэ поддержать сородичей. Они обратились с открытым письмом к президенту России с просьбой вмешаться в конфликтную ситуацию.
23 октября под письмом В.В. Путину подписались 177 членов семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача», которых лишили возможности работать.
На этой неделе предполагается заседание Общественной палаты Российской Федерации по итогам поездки в Бурятию членов рабочей группы и экспертов ОП РФ, а в Улан-Удэ, как стало известно, прилетела группа московских политтехнологов, чтобы переломить общественное мнение в пользу организаторов силовой акции против семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача».
Суть случившегося в Бурятии многим уже известна. Она изложена и в открытом письме к президенту России членов семейно-родовой эвенкийской общины: «4 октября 2012 года люди в масках и с автоматами полностью блокировали офисы СРЭО, склады, где хранится нефрит. На двух вертолетах они приземлились на месторождение в Баунтовском эвенкийском районе. В результате были изъяты подлинники документов, жесткие диски в офисах и на производственных участках, а также нефрит со складов. Все это осуществлялось без какого-либо учета, без соблюдения правовых норм. Более того, был арестован и увезён в неизвестном направлении начальник участка Сергей Ямбуров».
Как известно, представители общины и старейшины эвенкийских родов Бурятии сразу после случившегося вылетели в Москву. Ведь семейно-родовая эвенкийская община «Дылача» на протяжении 20 лет была примером возрождения традиционных видов хозяйствования и успешного ведения бизнеса в субъектах Российской Федерации, где проживают малочисленные народы Севера. Ее опыт работы рекомендован к изучению и внедрению в регионах Севера Российской Федерации по итогам заседания Консультативного совета по вопросам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока при полномочном представителе президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
Об авторитете семейно-родовой общины «Дылача» говорит и тот факт, что в Улан-Удэ для ее поддержки приехали представители всех российских регионов, где проживает коренной малочисленный народ Севера. По распоряжению В.В. Путина ситуацию вокруг семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» взял под контроль глава МВД Владимир Колокольцев.
Такое внимание к ситуации вокруг семейно-родовой эвенкийской общины не случайно. Как сообщил на заседании рабочей группы Общественной палаты РФ в Улан-Удэ ее руководитель Павел Суляндзига, четыре года назад ее руководство уже обращалось к ним за помощью в связи с тем, что высшие милицейские чины республики пытались лишить СРЭО лицензии на добычу нефрита. За отказ подчиниться незаконному требованию чиновников был сожжен автомобиль одного из руководителей семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача».
Словом, ситуация вокруг семейно-родовой эвенкийской общины в далекой Бурятии с самого начала заинтересовала руководство Общественной палаты РФ и уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Руководству общины было предъявлено обвинение в хищении полудрагоценного камня и самозахвате нефритовых месторождений.
Действия правоохранительных органов против «Дылачи» вызвали массу вопросов у экспертов Общественной палаты РФ, сотрудников ее пресс-службы и журналистов российских СМИ, разбиравшихся с ситуацией на месте. Только после предъявления удостоверений сотрудникам пресс-службы Общественной палаты РФ удалось снять на камеру происходящее. Но особенно поразило то, что «на территории одного хозяйствующего субъекта руководит всем, в том числе полицейскими, представитель другого хозяйствующего субъекта».
По словам геолога Сергея Прохора, который привлечен в качестве эксперта, семейно-родовая община «Дылача» занимается разработкой месторождения после сотен согласований и проверок со стороны контролирующих госорганов. Профессионал, имеющий непосредственное отношение к открытию и изучению нефритоносных участков в Восточной Сибири, он долгие годы работал главным геологом ГГПП «Байкалкварцсамоцветы». Сергей Прохор уверен в правильности нынешних границ участка семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача». Это подтвердили и две независимые экспертизы, сделанные сразу после атаки правоохранительных сил на общину.
«Мы знаем, что 18 октября на прошедшей в Улан-Удэ пресс-конференции эксперты-геологи ответственно заявили: добыча нефрита велась на территории лицензионного участка СРЭО «Дылача», — написали в своем письме президенту России члены СРЭО «Дылача». — Тем самым выбивается почва из-под самого уголовного дела, возбужденного по поводу якобы «хищения апокарбонатного светлоокрашенного нефрита на участках, расположенных в Баунтовском эвенкийском районе Республики Бурятия, находящихся в пределах Витимского нефритового участка». То есть за границами лицензионного участка. Путаница в координатах, как пояснили эксперты, возникла из-за некачественно подготовленной документации по конкурсам, которые проводились в Бурятии по этим участкам. Тогда причем здесь община «Дылача»?».
Законное возмущение коллектива общины разделяет и депутат Народного Хурала А.П. Найканчина. Она была свидетелем обысков в центральном офисе «Дылачи» и на производственной базе по улице Шаляпина, когда людей бесцеремонно заперли в одном из помещений и держали там чуть ли не всю ночь. Член Постоянного форума ООН по коренным народам заявила, что проинформирует о грубейших нарушениях прав в Бурятии международную общественность.
С 4 октября парализована работа всей семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача», «которая работает в местах компактного проживания малочисленного народа, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Так, оленеферма СРЭО «Дылача» находится в отдаленной и труднодоступной местности, куда ограничены сроки завоза продуктов питания для оленеводов, лекарств и кормов для оленей. На наших участках находятся люди в масках и с автоматами, ограничивая и запрещая наш доступ к месту работы, при этом люди в штатском, руководящие операцией силовиков, открыто заявляют: «Было ваше – стало нашим»...
В настоящее время из-за того, что были изъяты документы, община не имеет возможности вести полноценную работу, — говорится далее в письме членов семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» к В.В. Путину. — По этой причине финансово-экономическая служба предприятия не может начислить нам зарплату, выдать командировочные расходы для выезда на работу в северный Баунтовский эвенкийский район, где находятся оленеферма и участки добычи камня, куда до наступления весны заканчивается срок заезда из-за природно-климатических условий Севера»…
В ходе состоявшегося в Улан-Удэ 19 октября пикета представителей восьми эвенкийских родов, приехавших в Улан-Удэ поддержать сородичей, мне удалось задать вопрос Илье Воронину, который работает на участке Медвежьем, том самом, где 4 октября приземлились вертолеты с полицейскими. По его словам, сейчас оттуда тоже на вертолетах вывозят камень…
— Я четвертый сезон работаю в «Дылаче», регулярно и сполна получал зарплату, когда в некоторых артелях этого нет, — рассказал Илья Воронин, приехавший в Улан-Удэ из Баунтовского эвенкийского района, чтобы поддержать свой коллектив. — Что делать сейчас, когда нам не дают работать, мы не знаем, а ведь впереди зима, у нас семьи, дети… Неужели мы должны пополнить армию безработных?! Поэтому мы обратились к Путину…
Автор: Инна Подойницына.
На платной основе
нефрит
3052