Осенью этого года обстоятельства сложились так, что вместо второй запланированной экспедиции в Лхассу вокруг священной горы Кайласа я отправился со своим спутником Никитой в северо- восточный Тибет и посетил районы Амдо и Кхама, о которых только и мечтал, а также увидел пещерный храмовый комплекс Юнганг в районе города Датун и горы Утайшань
В этом году Китай закрывал юго-западное направление, прекращая выдачу "пермитов" - разрешений на въезд в автономный район Тибета. Поэтому мне удалось совершить лишь 1 поездку весной этого года. Это связано в основном с протестами и актами самосожжения. А тут еще и очередной съезд компартии...
Тибетец Нгаванг Норпхел перед актом самосожжения объяснил, что они прибегают к такой крайней форме протеста во имя сохранения языка и культуры тибетского народа. “Мы живем в стране снегов. И для нас стало бы чрезвычайным бедствием не иметь свободы, культурных традиций и языка. Нам следует знать их. Свобода, язык и традиции нужны каждой национальности" - сказал он.
Часть 1. К озеру Кукунор
Много лет я мечтал попасть в северные районы Тибета, а также посетить крупнейшие монастыри школы Гелуг, что в переводе означает «Добродетель». Гумбум и Лавран хорошо описали в своих дневниках великие российские путешественники Пржевальский,Гомбожап Цыбиков и Базар Барадин.
Я прибыл в Пекин и с трудом взял билеты на "Тибетский экспресс" № 27 за двойную цену - в Китае распространена спекуляция железнодорожными билетами. Продавать билеты в кассах начинают за 10 дней, но если вы даже и подойдете к открытию касс, то билетов уже не будет))) Поэтому приходится брать их через посредников. При этом цена с50 $ увеличивается до 100.$
Мы едем в город Сенин, откуда и начинается путешествие по северо-восточному Тибету. В 50 км южнее от Сенина находиться монастырь Гумбум, где я провожу 4 дня. В Гумбуме имеются два факультета: один цанитский и один символики. В монастыре живет около 800 монахов, из них 30 человек из внутренней Монголии Гумбум - место рождения Цзонкабы, почитается всеми последователями.
Главная достопримечательность монастыря это большой субурган "Сэрдун-чемо", находящийся внутри красивого храма. Этот субурган, по преданию, сооружен на том месте, где родился Цзонкаба и выросло священное дерево со 100 000 самородными изображениями Будды Сэнгэ-аро, в образе которого Цзонкаба достигнет в будущем состояния Будды.
От этого монастырь и получил свое название "Гумбум", что значит "сто тысяч изображений". В Гумбуме живут перерожденцы отца и матери Цзонкабы - Аджа-геген, Шинса-геген и многие другие. В Гумбуме также живет Джаяг-римпоче, в свое время он перерождался в Бурятии. Бидия Дандарович Дандорон был признан перерожденцем хамбо-ламы Джаягсы-гэгэна, настоятеля комплекса Гумбум в Тибете, посетившего Бурятию в 1894-м и 1910 годах. Мне же удалось попасть на аудиенцию и получить благословеннее в дорогу у самого почтенного Римпоче Гумбума(уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев (тулку) в тибетском буддизме и в религии Бон).
Вот какую историю происхождения Гумбума рассказывает выдающийся востоковед и исследователь Центральной Азии путешественник Г.Ц. Цыбиков в своей книги Буддист паломник у Святынь Тибета:
«Когда Цзонхава был уже в Центральном Тибете, его престарелая мать, скучая по сыну, письмом звала его на свидание. На это письмо матери Цзонхава ответил, что если она построит над вышеупомянутым деревом субурган со ста тысячами изображений львиноголосого, то это будет равносильно их свиданию. Мать исполнила желание сына».
В 1560 году лама Ринчен-Чжамцо построил возле субургана небольшую келью, поселив там своих первых учеников. В 1577 году уже был построен 1 храм «Майтреи».
Наняв джип, со своим спутником мы едем дальше - через Кукунор на юг, к истокам реки Хуанхэ. Затем посещаем города Мадо и Юшу, и направляемся в монастырь Лавран - через хребет Амни Мачен к монастырю Рабгял в Репконг, далее в Датуна в висячий храм и на горы Утайшань.
Озеро Кукунор - его я проезжал мимо на поезде много раз, но захотелось попробовать воду и омыться в священных водах озера . Все подходы, которые идут к озеру, сторожат местные тангуты и собирают дань 20 $ с машины 5 $ с человека.
Вот что писал в своем дневнике Пржевальский, отправившейся в свое первое путешествие по Центральной Азии в 1870 году:
«Мечта моей жизни исполнилась. Заветная цель экспедиции была достигнута. То, о чем еще недавно мечталось, теперь превратилось в уже осуществленный факт. Правда, такой успех был куплен ценой многих тяжелых испытаний, но теперь все невзгоды были позабыты. И в полном восторге стояли мы с товарищем на берегу великого озера, любуясь на его чудные темно-голубые волны …»
Часть 2. У истоков реки Хуанхэ
Дальше дорога на юг к истокам реки Хуанхэ 600 км. Хуанхэ берёт начало в восточной части Тибетского нагорья на высоте свыше 4200 м, протекает через озёра Орин-Нур и Джарин-Нур, отроги горных массивов Куньлунь и Наньшань. Между двух озер в долине расположился небольшой монастырь, который окружают тысячи камней с мантрами.
Озера тут невероятно красивы и сравнимы только с горным озером Манасоравар и Байкалом. Эффектность озер еще и в том, что они меняются в цвете от ртутно-серебрянного до бирюзово-голубого цветов. Берега озер пустынны и не заселены. Встречаются во множестве куланы и дикие козы.
В своей 4 экспедиции1883-1885 года к истокам желтой реки Пржевальский писал:
« О больших озерах верхней Хуанхэ.…Оба эти озера издревле знакомы китайцам,…Но, так как положение этих озер на географических картах установлено не было, и ни кем из европейцев они не посещались, то по праву первого исследователя я назвал на месте восточное озеро Русским, а западное Озером Экспедиции»...
Продолжение следует....
Фото из архива автора.
Досуг
5119