Эта история похожа на сюжет фильма. Возможно, криминальной драмы. Но, скорее всего, трогательной мелодрамы. 45-летний таежник, папа троих ребятишек, человек, никогда не сталкивавшийся с преступным миром, бросился на защиту паренька, который не приходится ему ни родственником, ни соседом
Встал на его защиту и вызвал тем самым недовольство криминальных элементов. Теперь ему и его семье постоянно поступают угрозы.
Человек человеку не волк
С Максимом Глазковым Александр Табаков, житель села Петропавловск, познакомился в 2007 году в лесу.
- Я сам по себе таежник. Сбором орехов занимаюсь. В лесу могу долго жить, - говорит Александр. – Это мой основной заработок.
Была поздняя осень.
- Вдруг смотрю, парнишка стоит. В куртейке такой тоненькой-тоненькой, на ногах какие-то кроссовки дырявые. Сами понимаете, уже минусовая температура, снег по колено лежал, - вспоминает Александр.
Таежник живет по лесным законам. Закон этот гласит: никогда не бросай человека, который нуждается в твоей помощи. А этот дрожащий от холода паренек, похожий на нахохлившегося воробушка, в помощи явно нуждался. И лет-то ему от силы 13 – ну кто такого одного отпустил? Найденыш промямлил, что искал шишки. Александр напоил парня горячим чаем, вывел из леса и спросил, куда его везти. Тот в ответ безразлично пожал плечами.
- Ну что делать, повез его к себе домой, - говорит Александр.
Жена Александра только руками всплеснула: какой худенький, отощавший ребенок! Жалостливая женщина накормила паренька. Отогревшись, он рассказал им свою историю. Зовут его Максим, ему не 13, а 17 лет, просто в весе недобор, поэтому выглядит младше. Родителей не стало, когда ему было два года. Воспитывает его тетка. И вроде бы неплохая тетка у него, но есть такое чувство, как будто он слегка лишний…
После этого Максим раз пришел в гости, два… и как-то незаметно стал своим в семье Табаковых. Играл с младшими ребятишками, пытался помочь по хозяйству.
- Он ведь с самого начала был такой – слово за себя сказать не может, мягкий уж очень, - в сердцах говорит Александр. – Я уж и ругал его, и образумить пытался – куда ж это годится? Но нет, каким был, таким и остался.
В 2011 году Максим поступил в техникум в Малом Куналее. Как обычно перед принятием решения посоветовался с дядей Сашей – а стоит ли?
- Мы, с одной стороны, знали, что тяжело ему будет с таким характером. А с другой - там ему и стипендию обещали хорошую, и общежитие. Мы все-таки сомневались, а потом он говорит: «Дядь Саша, образование очень хочется получить». А что мы в ответ скажем? Конечно, сказали: «Учись», – рассказывает Александр.
Помявшись, паренек спросил, можно ли ему будет приезжать к ним на выходные. Табаковы замахали руками: «Ты еще спрашиваешь? Ты же нам родной!».
Защитник
Максим приезжал в гости на выходные, рассказывал о своей новой жизни в техникуме, о друзьях. Но иногда как будто замыкался в себе, юлил и что-то скрывал. Дядя Саша, обычно нечуткий к таким вещам, все-таки счел нужным на всякий случай предостеречь парня:
- Если вдруг кто обижает, деньги отбирает или еще что, сразу мне докладывай. Мы тебя в обиду не дадим.
Максим купил со стипендии телефон. Дорогой – за пять тысяч. На следующие выходные парень в очередной раз приехал погостить к Табаковым. Без телефона.
- Ну, я опять стал его допрашивать. Он мямлил-мямлил, а потом признался: отобрали, - говорит таежник.
И тут же выяснилось много интересного. Оказалось, из Максима частенько вытягивали деньги. Если не хотел отдавать, били. Говорили, что берут на «воровской общак». В общежитие вымогатели заходили запросто, как свои.
Разозленный Александр сразу перешел к активным действиям. Сказал, что в обиду сироту не даст, значит, не даст.
- Ну, созвонился я с этим вымогателем – «смотрящим». Договорились о встрече, ну, типа «стрелка». Я честно сказал, что приду один. И тот пообещал, что один придет. Я поверил, - вспоминает дядя Саша.
На встречу дядя Саша приехал на детском скутере. Его оппонент приехал на машине с четырьмя крепкими парнями. От неожиданности, растерянности и злости Александр первый бросился в драку. Здоровенные парни тоже не ожидали от взрослого человека такой прыти, поэтому… почти сразу попрыгали в машину и уехали.
На этом дядя Саша наивно решил, что больше Максимку доставать не будут.
Держали под дулом
В этот же вечер жена Александра начала звонить Максиму, который был в это время в общежитии. Парень сначала долго не брал трубку, а потом начал мямлить что-то невнятное.
- Я так и поняла, что что-то происходит. Начала расспрашивать: «Максим, может, полицию вызвать? Или «скорую»?». Он в ответ так быстро: «Не надо, все хорошо», - рассказывает женщина.
Через несколько дней Максим приехал. Табаковы, увидев его, только ахнули.
- Весь избитый был, весь! – говорит Александр. – Оказалось, что в тот же вечер, как я на встречу эту ездил, они пришли к Максиму с обрезом и битой. В комнате у него в гостях девчонки сидели. Эти вымогатели девчонок выгнали, Максима начали прикладом избивать. Прикладом! Вы же видите, какой он худой и маленький – он от слов-то упадет. Зачем так страшно избивать надо было? Как фашисты… Когда мы Максиму звонили, они его под дулом держали, заставляли говорить, что все нормально. Требовали пять тысяч за то, что создал им проблемы…
У дяди Саши краснеют глаза – он с трудом сдерживает слезы:
- Он же ребенок совсем, как можно его так жестоко…
Узнав о случившемся, Александр решил не пускать все на самотек и теперь уж решить проблему цивилизованно. Написал заявление в полицию, съездил в общежитие к Максиму.
- Я парнишек этих, что в общаге живут, спрашиваю: «Будете на вымогателей заявление писать? Они же и вас грабят!». А они глаза отводят. Боятся. Это ж страшно, когда до такого доходит. Все запуганные, как мыши, - возмущается Александр. – Когда Максима били, он выходил в коридор. Все лицо в крови, изо рта кровь выплевывает. И всем хоть бы что – ни живущие в общаге, ни вахтеры ничего не сделали!
«Нельзя так жить»
Александру и его семье стали поступать угрозы от криминальных структур – забери заявление по-хорошему, подумай о семье.
- Да я свое отжил, - хорохорится мужчина. – Конечно, хочется детей вырастить, на ноги поставить, женить, но на нет и суда нет. А что вы предлагаете? Молчать? Один раз смолчу, второй. А у меня дети растут. Потом вдруг туда же поступят. И что? Будут детей также гнобить, избивать, деньги требовать? Нельзя так жить. Нужно же что-то менять. На моем месте абсолютно каждый сделал бы так же. Мы все же люди.
Ниточка разматывается
Когда мы готовили материал в печать, стало известно, что еще двое студенток дали показания против вымогателей.
- Ниточка понемногу разматывается! – радуется Александр.
Ставшая свидетельницей Аня Гильдеева говорит, что без поддержки Табаковых не стала бы давать показания.
- У парней вымогали деньги, у нас, у девчонок, забирали продукты. Дядя Саша мне объяснил, что нельзя все время бояться, - рассказывает девушка. – Вот мы и решились. Остальные еще побаиваются. Но я уверена, что рано или поздно они поступят так же, как и мы.
«Мы стараемся, чтобы дети жили дружно»
- Мы никогда до этого не сталкивались с подобными инцидентами, - вздыхает Александр Хлызов, заведующий учебно-производственной частью Бичурского филиала ГБОУ СПО «Бурятский республиканский агротехнический техникум». – Я сам молодой специалист, тесно общаюсь с ребятами, поэтому знал бы, если бы у них вымогали деньги. Здесь, на мой взгляд, много раздутого, с преувеличениями. Но инцидент все же произошел, мы провели воспитательную работу со студентами. Остальное – дело полиции. Неприятно, конечно. Мы стараемся, чтобы дети жили дружно, были заняты во внеучебное время кружками, а тут такое недоразумение… О том, что еще две девочки написали заявление, я пока ничего не слышал.
Фото автора
Происшествия
8036