Восьмого ноября в Пекине начнет работу XVIII съезд коммунистической партии Китая. Студенты и бизнесмены из Бурятии, находящиеся в Китае, рассказывают, что в стране введен беспрецедентный режим безопасности
– Меньше стало машин с зарубежными номерами, зато очень много полиции на улицах. Китайские телекомпании показывают, что на съезд прибыло огромное количество журналистов со всего мира, – рассказывает студент из Бурятии Алдар Зориктуев.
Официальные цифры съезда пугают, если не вспомнить о численности населения в Китае. Накануне 6 ноября уже зарегистрированы все 38 делегаций. Они представляют 31 административную единицу провинциального уровня, ведомства при ЦК КПК, центральные правительственные органы, предприятия центрального подчинения, центральную финансовую систему, НОАК, Вооруженную полицию, а также членов КПК тайваньского происхождения. Всего более 2200 делегатов. За ними более 82 млн членов КПК.
Зарубежные корреспонденты передают, что еще за неделю до проведения съезда из магазинов пропали товары, которые могут быть использованы для провокаций и протестных действий. К небезопасным предметам отнесены не только кухонные ножи, но и точилки для карандашей. Городские службы такси заставили демонтировать ручки для открытия окон возле пассажирских сидений. Это сделано для того, чтобы предотвратить разбрасывание листовок и шариков для пинг-понга из окон машин. Пассажирам не разрешат открывать окна такси во время проезда около мест проведения мероприятий в рамках съезда и в центральной части Пекина в целом.
– Хотел купить сыну вертолет дистанционный. Но даже в знаменитом русскоязычном районе Ябалоу мне отказались продать любые аэромодели на дистанционном управлении. Говорят, что надо получить именное разрешение в полиции. Конечно, я не стал тратить время на это, – рассказывает предприниматель из Бурятии Валентин Комогорцев.
Он не подтверждает слухи о том, что владельцам голубей приказано держать птиц взаперти.
Почти ивановская ткачиха
Впервые в политическом заседании КПК примет участие «рабочий с сельской пропиской». Такая категория людей появилась в Китае в последние десятилетия экономического бума. Миллионы сельчан приехали в города, чтобы найти работу в бурно растущих мегаполисах.
Один из них, Жэнь Сяоюнь, стал настоящим героем дня. Китайская пресса описывает, как в 1996 году Сяоюнь приехал из провинции Хэбэй в Пекин и устроился в Пекинскую коммунальную службу. «На протяжении 16 лет он почти каждый день проезжал на мусоровозе мимо дома народных собраний и никогда не имел чрезмерных претензий на возможность войти в это здание. Для сохранения своего рабочего места Жэнь Сяоюнь возвращается на малую родину и встречается с женой и 7-летней дочерью всего раз в полгода», – рассказывает о необычном участнике съезда газета «Жэньминь Жибао».
Аналогия со знаменитой ткачихой из Иваново меркнет на фоне китайских пролетариев. Таких как Жэнь Сяоюнь 26 делегатов, но они представляют 250 млн китайских рабочих с сельской пропиской.
Новое лицо
Завтрашний съезд называют историческим, потому что на нем ожидается смена власти в ситуации, когда впервые за много лет темпы роста китайской экономики заметно снизились. Руководить второй экономикой мира начнет пятое поколение коммунистов. Миру придется привыкать к новому имени – Си Цзиньпинь. 8 ноября он займет пост генерального секретаря компартии, а в марте официально получит полномочия председателя КНР.
Из биографии Си Цзиньпиня пока вызывает интерес тот факт, что его отец Си Чжунсюнь прославился как защитник прав тибетцев, уйгуров и других национальных меньшинств. Он был противником силового подавления студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь и в одиночку критиковал принятое в 1987 году решение старой партийной гвардии исключить из её рядов либерального лидера Ху Яобана.
Сын такого неординарного человека тоже «нетипичный» представитель «золотой молодежи». Ему пришлось на себе испытать все трудности крестьянской жизни. Когда его отец, тоже видный партийный деятель, поссорился с коллегами, сыну было 15 лет. Семью сослали на север Китая. Будущий руководитель страны жил там в деревенском доме старой постройки на холме. Сначала он попытался сбежать оттуда, но его арестовали. Полгода он провел в трудовом лагере, а затем вернулся в деревню, где приобщился к сельской жизни. Си Цзиньпин провел на севере Китая 7 лет. Днем он помогал местным жителям в их повседневных делах, а ночью спал на улице.
Больной вопрос
Между тем на сайте «Сохраним Тибет» появилась интересная информация о новом руководстве Китая, которая дарит пока крохотную надежду российским буддистам на визит в нашу страну Далай-ламы. Оказывается, у Его Святейшества были особые отношения с отцом Си Цзиньпина. Далай-лама подарил часы Си Чжунсюню в 1954 году во время непродолжительного визита в Пекин. Тогда Си Чжунсюнь был одним из тех чиновников, которые занимались молодым Далай-ламой в китайской столице, где он прожил пять-шесть месяцев, изучая китайский язык и даже теорию марксизма.
Сейчас об отце Си Цзиньпиня Его Святейшество вспоминает как об «очень дружелюбном, прекрасном человеке со сравнительно широкими взглядами». «Мы, тибетцы, без труда могли получить из Индии часы практически любой марки. Поэтому мы пользовались этой возможностью и привозили их в подарок людям, к которым испытывали теплые чувства», – рассказал Его Святейшество Далай-лама в интервью иностранным журналистам.
Си Чжунсюнь, пишут зарубежные СМИ, продолжал носить эти часы – подарок Далай-ламы – до 1979 года. Отец Си Цзинпиня скончался в 2002 году. «Я не могу рассуждать об этом с уверенностью, но, по мнению многих китайских друзей, новое руководство представляется более мягким», − сказал Далай-лама в одном из своих недавних интервью.
Более того, Его Святейшество сообщил, что гости из Китая постоянно приезжают в Дхарамсалу. В их числе и те, кто по их собственным заверениям имеет связи с высшим партийным руководством. «Это очень и очень ободряющие знаки, − отмечает Его Святейшество. − Официальные обсуждения не ведутся, но из среды китайских чиновников и высшего руководства все же поступают такие знаки».
Неофициальные сведения
Знаменитый сайт WikiLeaks опубликовал ряд дипломатических документов правительства Соединенных Штатов, в которых, в частности, говорится, что Далай-лама испытывал «большую любовь» к Си Чжунсюню и что сам Си Цзиньпин ранее был довольно серьёзно увлечен буддийским мистицизмом.
Эта информация косвенно подтверждается тем, что жена Си Цзиньпина – буддистка. А сам партийный деятель, будучи в 2006 году секретарем компартии в провинции Чжэцзян, приложил немало усилий, чтобы первый международный буддийский форум прошёл в столице именно этой провинции. «Мы должны сохранить нормальные человеческие сердца» – эту фразу приписывают Си Цзиньпиню во время вспышки волнений в Тибете в 2008 году перед Пекинской Олимпиадой.
Китайские политики с Тайваня тепло вспоминают улучшение отношений при Ху Цзиньтао. Бывший министр обороны Тайваня Линь Чон Пин считает, что у нового руководителя «будет более толерантной политика не только по отношению к Тибету, но и по отношению к Синьцзяну». Интересна информация и о том, что в ЦК компартии может войти и секретарь компартии Внутренней Монголии Ху Чуньхуа. Он выделяется среди высокопоставленных чиновников тем, что владеет тибетским языком.
Фото nnm.ru
Китай
3229