Когда-то очень давно я изучал китайский язык, и однажды появилась возможность съездить на практику в Китай. Кроме языковых занятий нам предложили на выбор факультативно посещать различные культурные классы. Мы с Васей, моим одногруппником, выбрали тайцзицюань и каллиграфию.
Иногда в сюжетах про Китай по телевизору можно увидеть пожилых китайцев, выполняющих по утрам в парках комплексы физических упражнений, состоящих из плавных и медленных движений. Это и есть тайцзицюань, я бы ещё назвал эту гимнастику йогой в динамике.
Китайцы верят, что тайцзицюань наряду с цигун, дыхательной гимнастикой, помогает улучшить циркуляцию в теле особой жизненной энергии, которую они называют ци. У индийцев это прана, у японцев – ки. Если человек находится в правильном эмоционально физическом состоянии, эта энергия беспрепятственно течёт по телу сквозь особые каналы и позволяет сохранить здоровье до глубокой старости, а также проявлять некоторые сверхъестественные способности – ломать голыми руками стены, расшвыривать противников в бою и т.д. Некоторые китайские учёные, исследующие этот феномен, даже заявляют, что все восточные боевые искусства, в особенности вьетнамские и японские, произошли от или тесно связаны с тайцзицюань.
Существует пять основных стилей тайцзицюань, некоторые из них, в частности стиль Чэнь, характеризуется более резкими движениями, напоминающими боевые удары и толчки. Своим долголетием, думаю, многие китайцы обязаны этим физическим упражнениям на свежем утреннем воздухе, ведь, как известно, движение – это жизнь. К этому надо ещё добавить умеренность в потреблении спиртных напитков и табака, низкокалорийную и в основном растительную диету. В общем, всё то, чего как раз не хватает нашим соотечественникам. За несколько занятий мы выучили сокращённую форму стиля ян, состоящую из 24 движений, которые рекомендовалось выполнять примерно за полчаса. На этом мы закончили практиковать эти упражнения, так как не ощущали ещё себя пожилыми китайцами и в утренние часы обычно крепко спали до последнего.
Каллиграфия – это тоже одно из традиционных китайских искусств, тесно связанное с живописью и испытавшее большое влияние чань-буддизма. Для занятий мы купили тонкую рисовую бумагу и специальные наборы – коробочки с тушью, кисточками и плоским камнем для растирания туши. Процесс подготовки к этому художественному акту выглядел так: достаёшь набор и бумагу, раскладываешь на столе, в углубление в камне для растирания наливаешь воды, совсем немного, берёшь в руки кусок туши, представляющий из себя твёрдый брусок чёрного цвета и начинаешь возить им в воде по камню, прилагая небольшое усилие. Постепенно вода приобретает чёрный цвет и масса густеет. На глаз определяешь консистенцию, которая очень важна. Если тушь будет жидкая, то тонкая рыхлая бумага будет впитывать её слишком хорошо и написанные иероглифы через мгновение превратятся в бесформенные чёрные пятна, больше похожие на кляксы. Если же она будет слишком густая, то это повлияет на эластичность тонкого кончика кисточки из натурального ворса, который должен послушно изгибаться даже при малейших изменениях движения руки художника.
Если понаблюдать за человеком, который хорошо владеет этим искусством, то можно увидеть некоторое сходство между пассами каллиграфа и движениями мастера тайцзицюань. И это не удивительно, многие известные последователи тайцзицюань и цигун также являются каллиграфами.
Связь каллиграфии с боевыми искусствами, на первый взгляд, кажется надуманной, но на самом деле это не так. Процесс изображения иероглифа напрямую связан с медитацией или трансом, позволяющим высвободить скрытые возможности человеческого сознания и физического тела. Мастер, прежде чем приступить к написанию иероглифа, вводит себя в состояние покоя и отрешённости, этому способствует неторопливый ритуал подготовки – раскладывание кистей и бумаги, растирание туши. Когда всё готово, замысел уже полностью созрел в голове, точнее в сердце художника, рука и всё тело молниеносными точными движениями создаёт кистью на бумаге рисунок, который уже невозможно изменить или исправить. Это относится как к каллиграфии, так и к китайской живописи Гохуа.
Ведёт кисть мастера интуиция и та самая жизненная энергия ци, которая присутствует во всём, в том числе и в человеческом теле, и управлять которой учит система цигун и тайцзицюань. Рисунок создаётся за считанные мгновения, никаких предварительных набросков, иногда художнику требуется всего несколько минут на создание картины. Однако для этого требуется высокое мастерство. Шедевры китайской и в особенности японской живописи и каллиграфии были исполнены именно в этом состоянии транса, когда пишет не разум, а дух, исходящий напрямую из сердца мастера через его руку и кисть на бумагу. Движения точны и выверены, плавно, но быстро переходят из одного в другое.
В принципе можно даже закрыть глаза, от этого ничего не изменится. Обыденное сознание, противопоставляющее обьект и субьект здесь не работает, объект (лист бумаги) и субьект (художник с кистью в руке) составляют как бы единое целое. Но как только в процесс включается мозг, гармония нарушается, так как мысль слишком медленна, и в результате, возможно, получится неплохой рисунок, но он уже не будет шедевром.
Начиная с древних времён выдающиеся каллиграфические способности были неотъемлемым средством для достижения чиновничьей карьеры, прекрасный почерк был одним из самых основных и самых высоких требований, предъявляемых на государственных экзаменах. Вплоть до наших дней многие китайцы оценивают людей в том числе и по почерку. Конечно, в наш век компьютеров и высоких технологий каллиграфия постепенно теряет былое значение. Но, тем не менее, она всё ещё занимает важное место в образовательной системе Китая, ведь считается, что она способна влиять на характер человека, воспитывать в нём высокие нравственные качества – терпение, усидчивость, чувство прекрасного.
Семён Семёныч Горбунков
Общество
1748