Досуг
6286

Эржена Санжиева: "Я упустила много возможностей"

10 вопросов эстрадной певице, первой исполнительнице бурятского хита «Туруушин дуран»

- Вы спели «Туруушин дуран» («Первая любовь») в далеком 1997 году. Как получилось, что именно вы стали первой исполнительницей этого народного хита?

- Да-да, очень хорошо помню тот момент. Мне тогда было 17 лет, и я училась в музыкальном училище на первом курсе. Я с детства очень сильно хотела петь, но родственники уговорили меня поступить на бурятские народные инструменты – они думали, что я вернусь в родное село Ушарбай и стану учителем музыки. Однако вскоре моя страсть к вокалу одержала верх, и я перевелась на отделение драматического сопрано.

Отчетливо помню тот день. Я была в гостях у своей тети и увидела по телевизору бегущую строку о конкурсе «Белый месяц». Мне очень захотелось поучаствовать, тем более что студенты нашего училища уже завоевывали Гран-при этого конкурса. Помню, как мы шептались, когда видели в коридоре Мэдэгму Доржиеву. Она в 1995 году выиграла «Белый месяц» и стала настоящей знаменитостью училища. Ну так вот, до конкурса оставалось три дня, а у меня не было готовой песни. Тогда тетя предложила сходить к знакомому аранжировщику Анатолию Бутуханову, может, он бы смог помочь. У него была целая очередь, там-то я и познакомилась с композитором-любителем Цырен-Дулмой Дагбаевой. Мне понравились ее эстрадные песни. Тогда я попросила ее дать мне исполнить одну из них. Она согласилась. Это была песня «Туруушин дуран». За оставшиеся двое суток Бутуханов записал аранжировку, и я выступила на «Белом месяце». С «Туруушин дуран» я выиграла Гран-при конкурса.

- Эта песня явно вышла за пределы эстрады и стала хитом. Сейчас ни одна бурятская свадьба не обходится без вашей песни. Почему именно эта композиция стала такой популярной?

- Дело в том, что к красивым словам была написана отличная музыка, которая полностью отражала содержание. Да и всем, наверное, знакомо чувство первой влюбленности. Когда я исполняла эту песню, была влюблена в одного паренька из моей деревни. Я уехала учиться в город, а он остался в селе, я еще год страдала от разлуки. И все свои девичьи переживания и эмоции вложила в песню. Может, именно поэтому песня получилась такой хорошей, душевной.



- После исполнения этого хита вы стали известной в Бурятии, и, казалось, у вас впереди только один путь – на бурятскую эстраду. Но долгое время об Эржене Санжиевой ничего не было слышно. Что случилось?


- Я почти сразу же вышла замуж, у меня родилась дочь. Во время брака я мало занималась музыкой, практически перестала выступать. Пела иногда на концертах, и то ради заработков. В 2002 году окончила училище, и передо мной стал выбор – продолжать обучение в Монголии или в Москве. Мы с мужем поехали в Москву. Там я поступила на десятимесячные курсы в академии имени Гнесиных. Пока училась, успевала работать, пела в основном на корпоративах бурятских землячеств. Меня там хорошо воспринимали, помнили по выступлению на «Белом месяце». Пыталась в рамках учебы выступать на разных концертах, фестивалях. Там я быстро поняла, что обычная эстрадная музыка московскую публику не привлекает. Я пела эстрадные песни на бурятском языке, но они никому не нравились. Как-то раз я исполнила песню в национальном стиле, и она действительно имела успех. Москвичам нужна самобытность, индивидуальность и непохожесть на поп-эстраду. Я не удивляюсь, почему Намгар ушла в этно-рок. Как раз в это время начались проблемы в семейной жизни. После окончания обучения мы с мужем вернулись на родину.

- А за время жизни в Москве вам удалось завести знакомства с именитыми людьми, почему не пытались сделать карьеру в столице?

- Это немножко другая история. В 2006 году меня пригласили в Москву на мастер-класс Сетта Ригза. На том мастер-классе было огромное количество эстрадных и оперных певцов. Занятия продолжались несколько дней. И там я исполнила бурятские народные песни. После этого ко мне подошел Дмитрий Дибров и пригласил меня на авторскую программу «Просвет» на РТР. Его соведущим был Борис Гребенщиков. Я на несколько дней вернулась домой, чтобы найти подходящие костюмы в бурятском стиле, и снова вылетела в Москву. Дибров подобрал мне музыкантов – флейтиста и гитариста, и мы в прямом эфире исполнили песни на бурятском языке. После программы Дмитрий Александрович предложил мне принять участие в фестивалях этномузыки. К примеру, мы выступали в клубе «Би-2». Там были Намгар, Жанна Бичевская и сам Гребенщиков. Было очень интересно. Мы проехались по трем-четырем фестивалям. Но потом я вынуждена была уехать домой к семье в надежде, что все наладится. В 2008 году мы с мужем развелись. Наверное, из-за того, что он не поддерживал мои стремления. Дибров мне звонил, поступали еще предложения, но после развода мне было вообще не до выступлений. Через пару лет я вернулась в столицу, чтобы получить высшее образование. Там встретилась с Дмитрием Дибровым, но он тогда уже был ведущим «Кто хочет стать миллионером?» и не занимался продюсерством. В Москве время - деньги, я признаюсь, что упустила много возможностей в своей жизни.

- Вы долгое время, можно сказать, были вне бурятской эстрады. Можете сравнить ее состояние тогда и сегодня?

- В то время, когда я начинала, все теперешние звезды только начинали свой путь. Сейчас уже состоявшиеся в жизни люди, артисты. Это Мэдэгма, Чингис Раднаев, Тогочиевы. Эти люди на слуху, их имена знают все. И с тех пор, можно сказать, не появилось таких же именитых артистов. Молодые певцы и музыкальные группы, конечно, есть, но все они очень похожи друг на друга. И поэтому быстро забываются. У них одинаковые слова в песнях, одинаковые аранжировки, одинаковые голоса и даже манера исполнения похожа. Чтобы получилась хорошая песня, надо, чтобы ее прочувствовал не только исполнитель, но и аранжировщик. Нужно вложить в песню часть себя, своих ощущений. А сейчас все это поставлено на конвейер, это бизнес, и, наверное, поэтому у нас мало по-настоящему запоминающихся коллективов и сольных вокалистов. Им не хватает какой-то харизмы.



- И напоследок, какие у вас планы на будущее?


- До недавнего времени я думала, что не буду выступать на сцене, ограничусь частными уроками вокала и все. Но я встретила свою давнюю знакомую - певицу Нар Оую Наранбаатар. Она предложила мне принять участие в ее сольном концерте в оперном театре. Публика на удивление тепло и искренне меня приняла, и я поняла, что здесь, в Бурятии, меня помнят. Поэтому я решила вернуться и продолжить выступать в качестве певицы. Скоро будет мой сольный концерт, также я устроилась в филармонию и являюсь солисткой театра «Урагша».

Автор: Владимир Буяхаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях