Досуг
3996

Мойготы

01 ноября. Буревестник 2 Б

Рассвело, с неба крупными хлопьями падает мягкий, пушистый снег, очертания острых, скалистых гребней гор, как на картине, словно размыты белесой дымкой. Мы передвигаемся медленно, очень медленно, такое ощущение, что движения наши мягко сковывает, обволакивает молочная пелена, мы шагаем, будто в замедленной съемке.

фото 1.jpg

На самом деле мы так идем из-за особо крупного курумника, заботливо укрытого толстым снежным одеялом. Как по минному полю. Скользко, ноги так и норовят провалиться в какую-нибудь скрытую от глаз трещину. Еще и склон крутой, благодаря которому периодически приходится переходить на несложное лазание. Хочется сказать только одно емкое слово. Жжж… Впрочем, не важно.

Перчатки промокли, но рукам тепло, поэтому пока не обращаю на это внимания. Маршрут очень и очень протяженный, тормозить сейчас никак нельзя.

Новички пока идут по пятам, им на Флибустьер, 1 Б. Скоро пути наши разойдутся. Я все думаю, как же они успеют, если вышли они более чем на пол-часа раньше нас, но уже отстают. Хотя беспокоиться сейчас надо в первую очередь о своей группе, конечно же.

Время идет, мы, постепенно, поднимаемся. Снег валит и валит. Под таким снегопадом, наверное, приятно прогуливаться с девушкой по парку и кормить уточек на пруду хлебным мякишем, но никак не шарахаться по горам. Здесь такой снег ассоциируется с опасностью, с возможностью схода лавин, ограниченной видимостью, засыпанными трещинами и затрудненным передвижением.

Выходим к озеру. Сделав несколько шагов по свежему льду, слышу глухое раскатистое уханье и треск под ногами. Тут же резко останавливаюсь, боясь пошевелиться, сердце замирает. У меня нынче с водными преградами отношения особые.

28 октября. Заброска.

Так часто бывает, когда группа пересекает горную реку. Первый проходит нормально, второй тоже, и третий… а вот кто-нибудь в конце обязательно да вляпается.

Я стою, поставив ногу на камень, и прикидываю оптимальную траекторию своего предстоящего передвижения. Долго стою, не нравятся мне обледенелые камни. Но не будешь же ведь стоять так весь день, нужно что-то делать. Надежно опираюсь на палочку, раскачиваюсь, потом резкий толчок, шаг, два… и нога проскальзывает, предательски поехав по камню.

Отчаянно размахивая руками, лечу в воду. Всплеск, и вот я стою обеими ногами по колено в бурном потоке. Громко ругаясь, помогая себе руками, вылезаю на берег. Как ни странно, левая нога внутри сухая, промокнуть не успела, а вот правой водичку я черпанул. Противно чавкая водой, добредаю до ближайшего камня, с облегчением скидываю с себя тяжелый рюкзак и начинаю в нем копаться, в поисках сухой пары носков.

фото 2.jpg

Мы идем второй день. Тяжело идем, на самом деле расстояние – всего ничего, но перепад высот… От ночевки до пункта назначения, если по прямой, километра три-четыре, не больше. Но эти километры идут по прижимам реки, по камням, через кустарник, и преодоление буквально каждого метра стоит значительных усилий.

Для сравнения, на пике Черского от метеостанции до вершины расстояние почти пять километров, с перепадом высот 500 метров. И это крутяк, неплохой такой крутяк. А здесь на три-четыре километра перепад высот составляет 700-800 метров. Да еще с учетом отсутствия тропы. В общем, я лучше уж два дня подряд буду бегать 40-км кросс на Черского, чем один раз сюда забрасываться.

01 ноября. Буревестник 2 Б

Итак, стою на льду, ничего не происходит. Потихоньку идем дальше, соблюдая дистанцию. Как оказалось, потом, после нас, девочка из группы новичков все-таки провалилась по колено в воду. Повезло, что называется.

Мы находимся в ущелье реки Мойготы, Тункинский район. Федерация альпинизма Иркутской области проводит здесь ноябрьские учебно-тренировочные сборы. В последний раз официальные альпинистские мероприятия проходили здесь в 1978 году, 35 лет назад. Горы здесь нехоженые. Маршруты есть всего на 4 горы. Вообще люди здесь появляются редко, в основном только охотники да туристы. Суровые места, что еще скажешь.

фото 3.jpg

Начинается длинный подъем до перемычки. Моя очередь тропить. Пыхтя, как паровоз, барахтаясь в снегу, карабкаюсь наверх. О вырубании ступенек и речи нет, этим занимаются те, кто идет позади меня. Мне лишь бы подниматься, уж как получается. Везде наклонные плиты, нога по ним скользит, не за что зацепиться. Тяжело. Когда меня сменяют, чувствую, что могу и еще потропить, но силы нужно беречь, поэтому особо не спорю.

Новички, тем временем, отцепили от себя отстающих и бодро ушли левее, на свою гору, постепенно обгоняя нашу группу.

В одном месте спускаем вниз небольшую доску. Снежный ручеек, вслед за ней, шурша, ссыпается вниз по склону. Достаточно лавиноопасно.

На перемычку вылезаем далеко за полдень. По описанию, нам теперь нужно обойти еще парочку жандармов, по каким-то снежным полям, и мы уткнемся в стенку. В ключ маршрута.

Натягиваю на себя сухие перчатки. Красота, рукам становится тепло. Теперь система, кошки.

А нынешняя ситуация очень походит на прошлогоднюю, кстати говоря. Тогда группа тоже задержалась на подходах. И погодные условия схожи один в один. И одежда мокрая…

Инструктор, Виктор Иванович, озвучивает свое решение – на 2 Б не идем, не успеваем. По прогнозу ожидается сильное похолодание. Ну начнем мы подъем, а если через час, минус 35 с сильным ветром, как зарядит. А мы на веревках. И захлопнется мышеловка. Поэтому идем за новичками, на 1 Б.

Настя с Андреем, опытные ребята, оценив обстановку, сразу приняли решение – спускаемся вниз. Подумав, мы с Женей присоединяемся к ним. Без особых колебаний. Руки у меня хоть и сухие, но из влагозащитных перчаток у меня осталась только пара, и та на мне. Если они промокнут… Будет плохо. А даже если не промокнут, то станут стылыми.

Почему-то перчатки с тинсулэйтом на морозе сильно выстужаются, неприятно. В рюкзаке лежит еще пара шерстяных перчаток, но они не в счет, в случае чего, они вымокнут мгновенно. И еще в ногах хлюпает. Это из-за конденсата, но какая разница, отчего у тебя ноги мокрые. Если они мокрые. А супер-стельки я перед выездом купить забыл, но что уж теперь.

Мы попытались. Жаль, но не получилось. Теперь главное – спокойно и без приключений добраться до базового лагеря. Итак, часть группы пошла вниз, часть группы пошла на 1 Б.

Получается, мы за эти сборы никуда не залезли. Что же, так бывает.



30 октября. Флибустьер 1 Б


Да, с таким курумником я сталкиваюсь впервые. Незабываемые ощущения. Мы поднимаемся в темноте. До рассвета еще где-то пол-часа. Батарейки садятся, на холоде они вымораживаются мгновенно. Но фонарь пока светит, поэтому запасные, что греются во внутреннем кармане, не достаю.

По-хорошему нужен фонарь на аккумуляторе, или на тех же батарейках, но которые находятся не в одном блоке с фонарем, и которые можно запихать за пазуху. Или хотя бы закрепленные на ремешке на затылке, тоже отдельно, там обычно все капюшоном закрыто и относительно тепло.

Сегодня поднимаются две группы, значки и разрядники. Мы, значки, идем на Флибустьер, 1 Б, а разрядники идут на Буревестник, 2 Б.

С рассветом разрядники поворачивают назад. Оле стало нехорошо, чем-то с вечера отравилась. А мы пошли дальше.

фото 4.jpg

Подъем дается с трудом. Рюкзак получился тяжелый, да и по физике не втянулся еще, видимо. В общем, от своих я отбился и иду, отставая. Что поделаешь. Возникает ощущение, что на Трехглавой маршрут проще, гораздо проще.

Мы ориентируемся по не совсем понятным описаниям тридцатилетней давности. Точнее, группа ориентируется, я-то где-то далеко позади. Вот озеро Татьяна. А вот, вроде бы, наша гора. Ползем наверх, на гребень. Там планируем связаться и дальше идти одновременно. Насколько я понял, по гребню нужно пилить еще километра два.

На гребне с облегчением скидываю рюкзак и иду догонять своих, налегке. Связываться не стали. Минут через пять-десять нагоняю, стоим на вершине, пьем чай. Время час дня. Что-то непонятное, как-то уж слишком быстро мы забрались. Долго ломаем голову, где же мы. Непонятно. Виктор Иванович говорит, что мы залезли не туда. Оставляем записку, и вниз. Домой, в базлаг. Там будем разбираться, где мы были.

фото 5.jpg

Дома окончательно выяснилось, что ни на какой Флибустьер мы не зашли. А посетили какой-то непонятный пупырь. Что же, можно поздравить друг друга с фактическим первопроходом пупыря. Лично для меня это знаковое событие. И мне кажется, что на 1 Б он тянет. В альпкнижку он, конечно, не попадет, но для того, чтобы выпуститься на более сложную гору, этого хватит. И то хорошо.

01 ноября. Буревестник 2 Б

На спуске задул ветер. Вернее, это там, далеко дома, ветер, а здесь это даже не ветер, а легкий ветерок. Но мне хватает. Под штормовкой у меня две флисовых толстовки, но мне не жарко, совсем не жарко, хотя идем мы достаточно интенсивно.

Похолодало. Не как в прошлом году, но тоже ощутимо.Какая метаморфоза случилась с погодой, а ведь только вчера вовсю светило солнышко, мы даже после занятий, отработки взаимодействия связок, позагорали немножко, вещи просушили.

На спуске сильно устаешь, не сколько физически, сколько морально. Спускаться всегда тяжелее. Особенно сильно это ощущают колени. Вообще, мне кажется, перед выходом имеет смысл фиксировать колени, даже здоровые, эластичными бинтами, но не сильно, без фанатизма. Для профилактики, особенно, если они не подготовлены к мощным нагрузкам. Надо взять на заметку. Запинаюсь почти на каждом шаге. Один раз из-за этого срываюсь и пролетаю-проезжаю по склону метра четыре. Не критично, не страшно, но неприятно. Вроде бы не ушибся.

Новички тем временем поднялись на Флибустьер. Молодцы. Не знаю, кто как, а по мне, так это маршрут 1 Ж. Суровые раньше парни ходили, такую гору в 1 Б оценили. Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя, как говорится. Хотя я это по большей части к себе отношу, конечно.

фото 6.jpg

Домой бреду медленно, очень медленно. Можно ускориться, но нет ни желания, ни сил. В базовом лагере чувствую, как же я за сегодня задолбался.

Восхождение закончилось. Район в связи с погодными условиями закрыли. А снег все валил и валил.

 Ночью я периодически просыпался, стучал рукой по стенке палатки, чтобы сбить снег, чтобы не угореть, после чего с нее, мягко и ненавязчиво, тая прямо на лице, осыпался конденсат. Впрочем, к этому я уже привык.

3 ноября. Выход

Нога соскальзывает с плиты, и я, поднимая снежное облако, лечу по крутому оврагу. Метров через пять, завязнув в снежной массе, останавливаюсь. Барахтаясь и чертыхаясь, траверсом, выбираюсь из своеобразного кулуара. Снег, повсюду снег, как же он достал за эти дни. Я запакован, по всем правилам, как будто нахожусь в лавиноопасном районе. Все молнии застегнуты, карманы закрыты, капюшон надет, ветрозащитная юбочка под штормовкой застегнута, перчатки на запястьях затянуты. Хоть внутрь снег не попадает, и то ладно.

Пытаюсь выползти наверх, на тропу. Сложно, очень сложно. Тяжелый рюкзак, хоть и серьезно полегчавший, по сравнению с заброской, цепляется за ветки, подошвы не держат на скользком склоне.

Спускаться мы решили не по руслу реки, чтобы не плавать, а выше по лесному склону. Решение в принципе верное, но проще от этого не становится.

Хотя бы потеплело. Ночью ударило под минус двадцать, если не двадцать пять.

фото 7.jpg

Вчера мы отдыхали после восхождения, проводили занятия, в теплой дружественной атмосфере вручили новичкам значки. Сборы подходили к концу, неделя пролетела стремительно. И было жалко уходить, и в то же время очень хотелось домой.

Мне вернули альпинистскую книжку, в которой за это время не появилось ни одной новой записи, но мой багаж знаний пополнился бесценным опытом, который никак иначе не получишь, и это главное. Это то, ради чего я и хожу в горы, не ради галочки, вот, мол, ходил я на такие то горы, вот подтверждение. А для себя и ради себя. И вообще, лучше быть хорошим значком (хотя не утверждаю, что я хороший значок, мне еще учиться и учиться), чем посредственным третьеразрядником.

Что же, надеюсь, когда-нибудь я здесь еще побываю. Может быть, при удачном стечении обстоятельств, схожу на эти серьезные горы.

Если взглянуть правде в глаза, к таким горам я еще не готов. В процессе сборов у меня выявились многочисленные недочеты по снаряжению, по уровню физической, технической, тактической подготовки.

С другой стороны, понять я это мог и смог только здесь, и никак иначе.

В четыре дня мы были на дороге, в ожидании машины. Таблетка долго себя ждать не заставила, появилась вовремя. И вот мы прыгаем по ухабам разбитой дороги, и по мне, так эти ощущения лучше, чем стремительные гонки по хайвэям. По крайней мере, так мне казалось тогда.

Вечером мы ввалились в кафе «Хамар-Дабан».

Сдвинув столы, начали заказывать позы и чебуреки. Было здорово, я обожрался.

В общем, все было просто супер. Хорошая команда, хорошие, красивые, сильные и суровые места, хорошие восхождения. Пусть для кого-то и несостоявшиеся. Такими для меня были эти сборы, Мойготы-2012.

Фото автора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях