Общество
4319

Улан-удэнского пилота, который спас пассажиров, посчитали виновным

Суд вынес обвинительный приговор в отношении пилота компании «ИрАэро» улан-удэнца Владимира Рябинкова, который в сложных метеоусловиях допустил аварию при посадке. Коллеги пилота считают, что летчик этого не заслуживает: он сделал все, чтобы сохранить жизни пассажиров и экипажа

Городской суд Благовещенска вынес приговор по уголовному делу пилота компании «ИрАэро» Владимира Рябинкова, который летом прошлого года посадил пассажирский Ан-24 в лесу. По заключению Межгосударственного авиационного комитета, причиной аварии стало непринятие экипажем решения об уходе на второй круг в сложных погодных условиях.

Судебное разбирательство прошло в особом порядке, Рябинков полностью признал свою вину в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» (ч. 1 ст. 263 УК РФ) и приговорен к ограничению свободы на полтора года. Такое сообщение появилось на днях на информационных лентах.

«Увидел поляну и взял штурвал на себя»

ЧП произошло 8 августа 2011 года. Являясь командиром экипажа Ан-24 авиакомпании «ИрАэро», Владимир Рябинков управлял самолетом, выполнявшим регулярный рейс по маршруту «Иркутск - Благовещенск - Хабаровск», с 36 пассажирами на борту. По версии СКР, при заходе в условиях грозы и плохой видимости на посадку в аэропорту Благовещенска пилот Рябинков нарушил правила безопасности эксплуатации воздушного транспорта: не прекратил снижение самолета и не ушел на второй круг, несмотря на «появление речевых команд системы раннего предупреждения приближения к земле «Опасный спуск» и «Тяни вверх», а также на отсутствие визуального контакта с наземными ориентирами».

В результате Ан-24 сел не на взлетно-посадочную полосу, а в лесу, расположенном в 300 м от нее. «Я увидел поляну, поросшую кустами, и взял штурвал на себя», - рассказывал потом пилот следователям. Самолет получил сильные повреждения уже на земле - у Ан-24 оторвались шасси и левое крыло, были повреждены двигатели, заклинило дверь, но пожара не произошло. Пассажирам удалось выбить иллюминатор, вылезти наружу и организовать эвакуацию. В итоге обошлось без погибших и тяжело травмированных, 15 человек получили травмы различной степени тяжести. Останки самолета до сих пор лежат рядом с полосой благовещенского аэродрома - восстановлению он не подлежит. Сумма причиненного ущерба пассажирам и ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро» составила 4,75 млн рублей.

«Подсудимый полностью признал свою вину, его дело рассматривалось в особом порядке, и поэтому суд довольно быстро вынес решение. Рябинков приговорен к ограничению свободы сроком на один год шесть месяцев: ему нельзя покидать квартиру с 22.00 до 6.00 и менять место жительства. Осужденный не может выезжать за пределы Улан-Удэ, где он проживает, без согласия специализированного государственного органа», - сообщил представитель Благовещенского городского суда. О возможных намерениях защиты или обвинения оспорить приговор пока неизвестно. Такова официальная версия событий, сообщает «КоммерсантЪ».



В такой ситуации мог оказаться каждый


Между тем в этой истории не все так просто. Даже если судить по тем материалам дела, которые появились в СМИ, о вине пилота говорить преждевременно. Создается впечатление, что он пытался сделать все возможное, чтобы спасти самолет и пассажиров. Судите сами: посадка происходила в сложных метеорологических условиях при грозе и плохой видимости при отсутствии ориентиров. Тем не менее Владимир Рябинков, поняв, что идет мимо полосы, сумел сориентироваться и посадил самолет на лесную поляну. Причем посадка обошлась без пожара, взрыва и погибших. Отметим, что случай уникальный. Ведь то, что в ЧП никто не погиб, действительно чудо. Чтобы понять это, достаточно вспомнить аналогичную авиакатастрофу такого же самолета Ан-24 в Игарке (Красноярский край), случившуюся 3 августа 2010 года. В сумерках при заходе на посадку Ан-24 столкнулся с деревьями. При столкновении и последующем пожаре погибли все пассажиры самолета и один член экипажа. Как видим, ситуация была практически один в один. Но в нашем случае улан-удэнский пилот сумел посадить машину и гибели людей не допустил. Поэтому мнения летчиков из Бурятии отличаются от вынесенного приговора суда.

- В такой ситуации мог оказаться любой пилот, - заявил infpol.ru бывший командир летного отряда «Бурятских авиалиний» Петр Грунин.

Петр Грунин - человек в авиационных кругах более чем известный. Имеет государственные награды, был награжден медалью Нестерова, которая считается особым знаком отличия у авиаторов. Ученики Грунина летают по всей России - от Москвы до Дальнего Востока. Так что к словам опытного летчика стоит прислушаться.

- Не исключено, что некоторые формальности при посадке могли быть действительно нарушены. Но в той ситуации все могло быть гораздо хуже… Возможно, в тот момент Владимир Рябинков из всех зол выбрал наименьшее, - говорит Петр Грунин.

В ходе беседы Петр Грунин не стал комментировать детали ЧП. Дело в том, что представители летного отряда еще не получили на руки судебное решение. Поэтому он высказал только свое мнение. Владимира Рябинкова он знает лично и отзывается о нем исключительно в положительном ключе.

- Это хороший специалист, очень перспективный, - сказал Петр Грунин.

Такого же мнения о Рябинкове и другие улан-удэнские летчики, которые его прекрасно знают. Как оказалось, раньше пилот работал в Улан-Удэ, летал на самолетах «Л-410». Потом ушел в «ИрАэро», но после ЧП уволился из иркутской фирмы. Сейчас работает вторым пилотом в местном летном отряде. Это говорит о том, что коллеги по-прежнему уверены: Владимир Рябинков - хороший авиатор.

- Владимир - серьезный работник, - сказали нам летчики.

К аварии мог привести микропорыв

Полностью поддерживает мнение коллег и командир улан-удэнской эскадрильи АН-24 Сергей Бочаров, в чьем подчинении сейчас работает Рябинков.

- Владимир хороший профессионал и специалист своего дела, - сказал Сергей Бочаров. - У него хорошие знания, он умеет работать, прекрасно ориентируется в сложных ситуациях. Об этом говорит факт, что он сумел посадить самолет на лесную поляну.

По словам командира эскадрильи, есть ряд моментов, которые и могли стать причиной ЧП.

- Был так называемый микропорыв. Служба метеонаблюдения вовремя не сообщила об этом Рябинкову. В результате он садился по тем данным, которые ему дали ранее. Оказавшись в сложной ситуации, он сделал все возможное, чтобы посадка прошла достаточно благополучно и происшествие обошлось без человеческих жертв, - сказал Сергей Бочаров.

К сожалению, специальная комиссия, расследовавшая ЧП, пришла к выводам о вине летчика. Это, видимо, и повлияло на вердикт суда. Хотя многие были не согласны с выводами МАК (Межгосударственного авиационного комитета).

- Решение комиссии и приговор мы обсуждать не можем, - сообщил командир эскадрильи.

Тем не менее Сергей Бочаров подчеркнул, что приговор не станет причиной увольнения пилота.

- Он хороший работник и будет продолжать работу, - заявил Бочаров.

Авиаторы подчеркнули, что они не вправе обсуждать приговор суда. Однако свое личное мнение высказали. Летчики считают, что Владимир Рябинков не заслуживает обвинительного приговора. Он оказался в экстренной ситуации, сделал все, что смог, и сохранил жизни пассажиров и экипажа. К сожалению, суд посчитал иначе…

Фото de.academic.ru

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях