Преобразования в экономике Монголии можно охарактеризовать как стремительный рост, обусловленный бурным развитием горнорудной промышленности. Кстати, поэтому соседнюю и близкую нам страну шутливо называют «Майнголия» – mine (майн) в переводе с английского означает «шахта»
Но, к сожалению, не всё происходящее у наших соседей можно рассматривать как позитивные новости. Ранее мы писали о том, что ряд иностранных экономистов предостерегает монгольские власти от так называемой «голландской болезни». Этим термином называют негативный эффект от укрепления реального курса национальной валюты за счет бума в одном из секторов экономики. Так вот, если от бума добывающей отрасли придется опасаться возникновения экономических и социальных проблем только Монголии, то Бурятии и другим российским регионам от него следует ожидать экологических.
Энергетические потребности Монголии растут
Как пояснил депутат Народного Хурала РБ, член-корреспондент РАН, директор Байкальского института природопользования Арнольд Тулохонов, руководство Монголии все более активно развивает политику освоения минерально-сырьевых ресурсов в южной части страны с ориентацией на поставку сырья в Китай и в страны Запада. К таким наиболее крупным объектам относятся месторождения каменного угля Таван-Толгой и медно-золоторудное - Оюу-Толгой. Для выхода на проектную мощность необходимы значительные объемы воды и электроэнергии, что является дефицитом для всей монгольской экономики.
Поэтому руководство Монголии предполагает строительство на Селенге ряда гидроэлектростанций, а на реках Орхон (основной приток Селенги на территории Монголии) и Керулен (приток озера Далай-нор, расположенное в Китае) создать несколько водохранилищ для переброски воды в Южное Гоби. Для решения поставленных задач в Монголии на средства Всемирного банка подготовлено ТЭО для проведения проектных работ. А собственно проектирование и строительство гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенги планируется осуществить на займ правительства Катара и других азиатских стран.
Учитывая, что Селенга поставляет в Байкал половину годового стока (около 30 кубокилометров из 60), можно полагать, что переброска части стока и резкое возрастание расходов воды на испарение и подземную фильтрацию уменьшит и объем воды, поставляемой в Байкал, который в 1996 году внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Российские экологи против
Очевидно, что планы по строительству ГЭС не могли быть обойдены вниманием российских экологов. Свою негативную оценку монгольскому проекту они высказали в сентябре в ходе рабочего совещания экспертов по проблеме регулирования уровня озера Байкал, которое прошло в Улан-Удэ в рамках БЭФ-2012.
По мнению представителя Всемирного фонда дикой природы в России Оксаны Никитиной, проект строительства Шурэнской ГЭС на Селенге, который Монголия начинает совместно со Всемирным банком, окажет серьезное негативное воздействие на экосистему Байкала.
- Из всех 25 возможных проектов строительства ГЭС в Монголии проект «Шурэн» с экологической точки зрения наиболее неблагоприятный для Байкала и бассейна Селенги, - считает Оксана Никитина. – Поскольку эта ГЭС будет располагаться на основном русле Селенги. В результате плотина ГЭС перекроет транспортацию наносов, будет деградировать дельта Селенги, которая является важным биофильтром Байкала. Будут нарушены миграционные пути рыб, изменения гидрологического режима реки будут максимальными именно в ее створе!
Монгольские экологи поддерживают российских коллег
Монгольские экологи тоже выступают против планов строительства ГЭС. В октябре они предприняли ряд акций, где прозвучала критика в адрес правительства Монголии. Экологическая организация «Салхин Сандаг» провела пресс-конференцию, на которой ее представители выразили негативную оценку планам по строительству Шурэнской ГЭС. По их мнению, станция нанесет громадный экологический вред реке Селенге и может привести к ее обмелению. 12 октября представители шести независимых общественных организаций Монголии подписали петицию министерству природы и экологического развития. В своем обращении ее авторы охарактеризовали план по строительству ГЭС как деструктивную политику, лишенную долгосрочного видения, противоречащую современным мировым трендам развития и угрожающую экологии окружающей среды. Помимо этого, они потребовали от министерства проведения независимой предварительной экспертной оценки возможных последствий реализации проектов.
Трудности перевода или опечатка?
На фоне оценок экологов диссонансом выглядела позиция властей Бурятии. Напомним, в сентябре по итогам поездки делегации РБ в Монголию ГТРК «Бурятия» со ссылкой на агентство «Монцамэ» распространило сообщение, что «руководитель администрации главы и правительства республики Петр Носков одобрил разработку технико-экономических обоснований по строительству ГЭС». В данной новости речь идет именно о ГЭС «Шурэн». Но как нам сообщили в правительстве республики, Носков такого заявления не делал. Пресс-служба выдвинула предположение, что монголы совершили ошибку при переводе или допустили опечатку. Кроме того, помощник Петра Носкова пояснил, что даже если он и поддерживал бы разработку ТЭО, не имел права делать подобных заявлений.
Альтернатива экологическим рискам
По мнению Арнольда Тулохонова, альтернативным решением проблемы наращивания энергетических мощностей Монголии может стать поставка в страну российского газа с Ковыктинского газоконденсатного месторождения, для чего необходимо осуществить строительство магистрального газопровода в Монголию с возможностью его продолжения в Китай. Поставки газа также позволят правительству Монголии принципиально решить проблемы атмосферного загрязнения для Улан-Батора, Дархана, Эрдэнэта и обеспечить чистым топливом многочисленные автономные источники в удаленных населенных пунктах и на животноводческих стоянках. От прокладки газопровода в Монголию, несомненно, свой бонус приобретут и регионы Восточной Сибири. Так сказать, попутно может быть осуществлена газификация крупных населенных пунктов на юге Иркутской области, в Южной Бурятии и Забайкальском крае и резко возрастет инвестиционная привлекательность этих перспективных территорий. Перевод на газ многочисленных котельных на побережье Байкала и в зоне его атмосферного влияния позволит резко улучшить экологическое состояние на Байкальской природной территории и обеспечить природоохранные обязательства России перед мировым сообществом по сохранению озера.
Как уже стало понятно, планы Монголии по строительству ГЭС на Селенге вышли за экономические рамки и перешли в политическую плоскость. И, помимо экологической, таят в себе опасность серьезного осложнения российско-монгольских отношений. Но это произойдет, если правительства не смогут договориться об альтернативных вариантах энергетической подпитки растущих запросов горнодобывающей отрасли.
Фото eco-driving.ru
Бизнес
3781