Сохранить беременность или нет – каждая женщина решает сама. Но стоит помнить, что аборт не только угроза для жизни и здоровья, но и уголовно наказуемое деяние. Согласно закону, осуществлять эту операцию вправе только врачи со специальным образованием и только в стенах лечебного учреждения. Все остальные случаи автоматически попадают в категорию незаконных
Ответственность за производство нелегальных абортов предусмотрена статьёй 123 Уголовного кодекса Российской Федерации: штрафы, исправительные работы, а при повторном преступлении – лишение свободы сроком до пяти лет. При этом способ, который использовался для прерывания беременности, значения не имеет: на наказание виновного влияет тяжесть наступивших для женщины последствий.
Какие аборты законны
По официальным данным, смертность от криминальных абортов в Бурятии находится на нулевой отметке, да и подобных случаев в республике очень мало. Однако точных цифр не смогли представить ни МВД по РБ, ни Министерство здравоохранения РБ, ни Республиканский медицинский информационно-аналитический центр. Данные, имеющиеся в Республиканском перинатальном центре, касаются только криминальных абортов с тяжёлыми последствиями. Однако это вовсе не значит, что проблемы не существует: ведь далеко не все подпольные операции фиксируются статистикой.
- Самая распространённая причина абортов – желание скрыть беременность, – объясняет Эржена Бандеева, врач-акушер-гинеколог медицинского центра «Диамед». – Прерывание беременности на сроке до 12 недель может проводиться по желанию женщины в специализированных лечебных учреждениях.
Законным признаётся и проведение аборта на более поздних сроках: до 22 недель – по социальным показаниям и независимо от срока беременности – по медицинским, если у плода обнаружены патологии, не совместимые с жизнью, или беременность угрожает здоровью матери.
В 2003 году список показаний для прерывания беременности сократили до четырёх пунктов: к ним стали относить смерть мужа во время беременности (или наличие у него инвалидности первой/второй группы), решение суда о лишении или ограничении родительских прав, беременность, наступившая в результате изнасилования, а также пребывание женщины в местах лишения свободы. Однако в феврале 2012 года это постановление утратило силу, и для женщин, решившихся на аборт, были введены новые юридические ограничения.
По словам заведующей аборто-септическим отделением Республиканской клинической гинекологической больницы Светланы Мухановой, сейчас единственным социальным показанием для абортов на поздних сроках признаётся беременность в результате изнасилования.
В поисках альтернативы
Россия стала первой страной, легализовавшей аборты «по желанию»: соответствующее постановление было издано в 1920 году. Однако из-за погони за высокой рождаемостью в 1936 году их запретили. Именно на это время пришёлся бум подпольных операций: в ход шли спицы, которые вводили в полость матки, горячие ванны, умышленное падение на живот с высоты и другие «популярные» способы избавления от нежелательной беременности.
Очередная легализация произошла только в 1955 году, когда с выходом указа «Об отмене запрещения абортов» женщинам дали право самим решать вопрос о возможности материнства.
Криминальные аборты, произведённые в антисанитарных условиях, чреваты не только воспалением внутренних органов, развитием различных патологий, заражением крови, удалением репродуктивных органов, бесплодием и маточными кровотечениями, которые нельзя остановить без специальной медицинской помощи, они также нередко приводят к летальному исходу.
Современная медицина позволяет осуществлять аборты на довольно высоком уровне и с минимальным риском для здоровья. Почему же многие современные женщины пренебрегают квалифицированной помощью и обращаются к «чёрным» акушерам?
Неведение или беспечность?
- Я забеременела, когда училась в девятом классе, – рассказывает Мария Н. – Естественно, и речи не шло о том, чтобы оставить ребёнка: родители убили бы, если бы узнали. Да и срок был уже немалый – три месяца. В поликлинику идти побоялась, а в платных медицинских центрах требовали большие деньги, которых у меня тогда не было. Посоветовалась с подружкой и решила обратиться к женщине, которую нашли через общих знакомых. Она обещала помочь.
Знакомая имела медицинское образование, но операцию предложила провести дома, «чтобы никто не узнал». Как именно осуществлялась операция, Мария не знает.
- Было очень больно, но я сразу поехала домой, - вспоминает девушка. – С каждым часом становилось всё хуже и хуже. Кажется, ввели какой-то раствор, который убивает плод. Потом началось сильное кровотечение, повысилась температура. Пролежала в полубессознательном состоянии почти сутки, но к врачам не обращалась – я же пообещала ничего никому не рассказывать. Через два дня кровотечение ослабло, появился аппетит, ещё через неделю я пришла в норму. С того дня прошло почти пять лет, но я до сих пор вспоминаю его с ужасом, сейчас бы ни за что на это не пошла.
Знаю. Умею. Практикую
Для 25-летней Нины незаконные аборты стали частью жизни: девушка не видит в этом ничего особенного и считает это своим личным делом.
- Есть специальные таблетки для прерывания беременности, они находятся в свободной продаже, – рассказывает Нина. – Но рассказывать, где их можно достать, я не буду: вдруг запретят.
О «чудодейственных пилюлях», способных за несколько минут разрешить проблему нежелательной беременности, слышали многие, но приобрести их не так-то просто. Покупательницы держат имена «аптекарей» в строгом секрете – на всякий случай. Распространение и сбыт неизвестного лекарства не контролируется государством, и даже квалифицированные специалисты затрудняются комментировать ситуацию.
- Это своеобразный аналог одного лекарства, которое законно используется для прерывания беременности в медицинских учреждениях, – отмечает Светлана Муханова. – Иногда к нам поступают пациентки с кровотечениями: вполне возможно, что это результат употребления неизвестного препарата.
Семью планирует... аборт?
На общественных слушаниях по проблеме абортов, которые состоялись в Улан-Удэ в середине сентября, было отмечено, что в Бурятии наметилась тенденция к их снижению. Но, несмотря на профилактическую работу, в районах фиксируются единичные случаи криминальных операций.
Стоит ещё раз отметить, что о многих подпольных операциях не сообщается.
Пациентки сами сознательно идут на это, а некоторые даже делают аборты самостоятельно. Кто виноват и что делать? Медики не устают повторять: не стоит доводить ситуацию до крайности и превращать аборт в способ контрацепции. Лучше заранее знать о методах предупреждения нежелательной беременности. Если она всё-таки наступила, то следует обратиться за помощью к профессионалам: риск развития опасных осложнений при этом значительно снижается.
Фото: xakac.info.
Общество
5813