Требования к качеству одного из самых популярных бурятских национальных блюд — буузам — могут быть закреплены специальным республиканским законом
По сведениям «МК», с такой инициативой решается выступить группа депутатов Народного Хурала, озаботившихся проблемой некачественного изготовления бууз, а главное — условиями, в которых это блюдо подается посетителям в так называемых «позных», третьесортных кафе и забегаловках. Бурятские буузы — это наш национальный бренд, и относиться к нему надо бережно и с умом.
Буузы давно стали самостоятельным и чрезвычайно привлекательным сегментом потребительского рынка. Ни одно другое национальное блюдо не получило такой эксклюзивной известности в России, как буузы. И ни одно другое блюдо не оказалось настолько привлекательным с точки зрения бизнеса, чтобы играть ключевую роль в развитии индустрии общественного питания, как это исторически сложилось в судьбе итальянской пиццы, восточных шашлыков или немецких жареных сосисок.
«Позные» в Бурятии такое же распространенное явление, как пиццерии в Италии, а в некотором смысле устойчивый бренд, который вполне достоин патента. Правда, в отличие от пиццерий и грилей, поражающих европейским лоском и располагающей обстановкой, бурятские «позные» зачастую являют собой худшие образцы советского общепита.
Дело, конечно, не в европейском антураже, присущем пиццериям. Бурятские буузы, уходящие корнями в быт и многовековые традиции кочевого народа, как раз, наоборот, предполагают максимально простую и даже аскетическую обстановку. И чем она ближе к исторической правде, тем лучше с точки зрения развития туризма. Дело в подмене этих понятий на откровенную антисанитарию, убогость и неряшливость, присущих большинству местных «позных», лишенных всякого национального колорита. Достаточно сказать о рулонах туалетной бумаги, которые в таких забегаловках выполняют функцию салфеток, что приводит в состояние ступора не только чопорных иностранцев, но и искушенных российских туристов.
В этом смысле инициаторы законопроекта убеждены, что бурятские буузы (не сами по себе, а условия, в которых они готовятся и подаются посетителям) способны сформировать отталкивающее впечатление. Или как минимум вызывать горькую иронию по поводу нравов и менталитета местного населения.
Заметим, что не меньшее беспокойство вызывают и пищевые, и вкусовые качества бууз. Не секрет, что каждый производитель готовит их по своему уразумению, и, несмотря на относительно простую рецептуру, «позы» получаются разными с точки зрения органолептики — и на вкус, и на вес, и на запах, и даже на цвет, не говоря уже о различиях в толщине и эластичности теста.
Однако главной проблемой является фривольный подход к мясу. В погоне за прибылью производители суют в буузы в лучшем случае — кенгурятину или конину наряду с соей и прочими добавками, о которых наши предки и не догадывались. А в худшем — мясные ошметки, которые даже после тщательного помола безошибочно идентифицируются как «жилы». Такое «мясо» при варке сжимается в плотный невкусный комок и не дает обильного бульона.
Примечательно, что местные власти обратили пристальное внимание на это национальное блюдо в 2008 году, когда развернулась дискуссия о возвращении ему исконного названия «буузы». Министерство экономики Бурятии тогда призвало производителей и владельцев «позных» поменять вывески и названия на упаковках, дабы не смущать гостей Бурятии, у которых слово «позы» вызывало прямую сексуальную ассоциацию. Поменяли. Почти все.
Но второго шага — борьбы за качество и сервис — почему-то не последовало. Если депутаты Народного Хурала и в самом деле намерены принять «закон о позах», на индустрию общественного питания, сервиса и туризма это окажет самое благоприятное влияние. Сам факт обсуждения такой проблемы вызовет интерес общественности, заставит задуматься производителей и послужит укреплению имиджа нашей национальной республики, поскольку в законодательной сфере принятие закона о буузах станет в России кулинарным прецедентом.
Фото из архива
Общество
6340