«Информ Полис» подытожил все достижения и неудачи самого харизматичного градоначальника
10 декабря истекает срок полномочий мэра Геннадия Айдаева. Заканчивается его 15-летнее управление столицей Бурятии. За эти годы Улан-Удэ сотрясли эпидемия свиного гриппа и финансовые кризисы. На площади Советов с размахом отмечали праздники и устраивали пикеты. Здесь происходили подковерные битвы за власть, маршрутные и энергетические войны. Дважды город мог замерзнуть после взрывов на ТЭЦ-1 и находился под угрозой затопления. И все это время городом управлял Геннадий Айдаев.
«Первая пятилетка»: наведение порядка
Мэром Улан-Удэ 15 марта 1998 года Геннадий Айдаев стал неожиданно не только для политической элиты, но и для себя.
- Жизнь - такая штука. Я, честно говоря, не планировал быть мэром. Меня все устраивало, я только начал налаживать работу Счетной палаты, только ее организовал в 1996 году. И тут предложили пойти на выборы. И предложение сделали с нажимом, - отметил Геннадий Айдаев.
В первую пятилетку новый мэр с энтузиазмом взялся за благоустройство города. Ему предстояла большая работа по наведению элементарного порядка в бурятской столице. С приходом Айдаева в Улан-Удэ снова появились дворники, дороги стали подсыпать песком, а тротуары выкладывать плиткой, правда, скользкой. А с 2001 года в Улан-Удэ начались серьезные проблемы с системой теплоснабжения. В феврале произошла крупная авария на ТЭЦ-1. С тех пор оборудование регулярно выходило из строя, а жаловаться на холодные батареи у улан-удэнцев стало уже традицией.
В этом же году по городу поползли слухи о смерти градоначальника. Он долгое время находился в больнице после падения со смотровой площадки горы Зайсан в Монголии. Получившего тяжелые травмы Геннадия Айдаева на вертолете транспортировали в Улан-Удэ. Однако, несмотря ни на что, мэр выздоровел.
«Вторая пятилетка»: большая стройка
К выборам в 2002 году Геннадий Айдаев подошел с высоким рейтингом. Политических конкурентов на этих выборах у Айдаева не оказалось, и он уверенно выиграл их. Вторая пятилетка эпохи Айдаева характеризуется строительством торговых центров, появлением большого количества объектов общепита и благоустройством города. В 2004 году на улице Ленина начался грандиозный ремонт - ее превратили в пешеходную зону. Местный Арбат торжественно открыли 2 июля, а улица Ленина получила шуточное название «улица Генина». Позже в Улан-Удэ появилась еще одна достопримечательность – восстановленная триумфальная арка. Город изменился, но несколько однобоко.
Уродливыми и агрессивными горожанам кажутся памятники коней, воинов, тигров, созданных местным «Церетели» - скульптором Александром Мироновым. За 15 лет правления Айдаева в столице Бурятии появились скульптуры «Стихия», «Юность Бурятии», «Гэсэр» и «Мэргэн», «Богатыри» на мосту через Уду и, наконец, огромный беркут, установка которого сопровождалась скандалами. В канун Дня города в 2012 году на крыльце здания мэрии чуть было не установили двух тигров. Мэру пришлось отказаться от сумасшедшей идеи в последний момент под давлением общественности и своих коллег. При этом исторический центр Улан-Удэ по-прежнему очень отличается от цивилизованного города и больше напоминает населенный пункт XIX века. С роскошными торговыми центрами соседствуют деревянные дома с печным отоплением и уличными туалетами. До сих пор городские власти не могут решить проблему с бродячими собаками. В столице Бурятии каждый год на горожан нападают животные, а между мэрией и зоозащитниками разгорелась информационная война из-за незаконного истребления собак.
В это же время в столице Бурятии начался период точечной застройки и борьба с самовольщиками. К августу 2006 года это вылилось в массовые демонстрации недовольных горожан. Тогда на главной площади города у здания мэрии самостройщики попытались сжечь чучело мэра Улан-Удэ. В акции самовольных застройщиков приняли участие порядка 150 человек. К ним также присоединились жители города, протестующие против точечной застройки в историческом центре Улан-Удэ. Митингующие развернули плакаты: «Ай дай!» землю людям!», «Налетова, Думнову в тюрьму», «Требуем отставки Айдаева», «Земля - народу» и ряд других. Однако в этот же период на площади Советов начали отмечать с большим размахом День города.
«Третья пятилетка»: время войн
В 2007 году Геннадий Айдаев чуть было не проиграл выборы своему главному конкуренту – Александру Толстоухову, а позже началась череда скандальных судебных разбирательств с политическими оппонентами.
Только закончилась «политическая война», как на ее смену пришла другая – «тепловая». В 2008 году вновь дала о себе знать «старушка» ТЭЦ-1. В течение трех суток жители города при 40-градусных морозах жили без теплоснабжения под угрозой эвакуации. Горожане до сих пор живут в постоянном страхе, что вот-вот произойдет катастрофа. Частые аварии и вызывающее поведение собственника генерации ТГК-14 привели к «тепловой войне» между мэрией и энергетиками.
В 2009 году обострилась ситуация вокруг общественного транспорта. Переход на договорную основу работы с администрацией города частники восприняли в штыки. 3 и 4 июля две тысячи маршруток не вышли на линии. «Маршрутные войны» продолжались в столице Бурятии в течение нескольких лет. Одновременно в Улан-Удэ начались строительство развязок и масштабный ремонт дорог, сопровождающиеся скандалами. По мнению многих, строительство развязок на улице Трубачеева и Куйбышева – Балтахинова - лишь пустая трата бюджетных денег и на деле проблемы они не решают. С открытием одной из развязок была связана еще одна история. 4 ноября 2010 года мэр прибыл на праздник в очень «хорошем настроении». Его речь была несвязной и нелогичной.
- Дорогие горожане, я думаю так - все мы этого ждали, да? Вы все прекрасно почувствовали на себе, когда мы вот так с Советского района переезжаем в Октябрьский район, мы себя чувствуем не очень красиво. И почему я в самом начале говорил, да, вот вы задумывались – нет, это, кстати, наше будущее. Это наше будущее, это то, что мы сегодня работаем, и мы сегодня с вами будущее, значит, созидаем. Ну что, как у нас говорят: «Урагша!» - поздравил с открытием развязки градоначальник.
За 15-летнюю политическую карьеру в «хорошем настроении» Айдаев появлялся на публике не один раз.
P.S. Несмотря на окончание своих полномочий, Геннадий Айдаев прекращать работу в городе не намерен. 27 ноября действующий мэр бурятской столицы Геннадий Айдаев подал документы для участия в конкурсе на пост руководителя администрации Улан-Удэ.
Выдающиеся цитаты мэра:
О политических предпочтениях. 2005 год
В 2005 году Геннадий Айдаев подверг партию власти публичной критике. «Меня не устраивает тот факт, что все чиновники дружно отказались от КПРФ и строем пошли в «Единую Россию». У меня есть коллеги, которые поменяли после КПСС уже по семь партий, и, смотришь, они уже заправляют «Единой Россией». Если такие руководители региональных отделений партий будут возглавлять регион, то я — против», - заявил тогда глава администрации города, комментируя предложение о назначении лидеров победивших партий главами регионов.
Об отмене прямых выборов мэра Улан-Удэ. Июнь 2010 года
- Избиратели больше верят ушам, а не глазам. Кто красивее говорит, кто больше обещает, тому человеку они и верят. Поэтому вероятность, что во власть придет человек… ну «господин Обещалкин», не имеющий никакого опыта, при обычных выборах очень высока. Выборы - это сенокос, не будет этого сенокоса, не надо тратить деньги и искать их у бизнесменов.
О строительстве развязки на ул. Куйбышева – Балтахинова. Август 2012 года
- В Новосибирске месяц лифт проработал, а потом они его закрыли. Теперь все поднимаются по лестнице. А мы, не знаю, с какого перепуга забабахали четыре лифта. Сами спроектировали, теперь будем расхлебывать.
Комментарий Александра Махачкеева, автора и ведущего программы «Нейтральная территория» на телеканале «Мир – Бурятия»
- В чем главный секрет политического долголетия Геннадия Айдаева?
- В отличие от своего предшественника Валерия Шаповалова он не допустил стратегическую ошибку – не воевал с руководителем региона. Многие губернаторы и мэры конфликтуют из-за бюджетных отношений между муниципалитетом и регионом, когда большая часть налогов собирается в столицах субъектов, но основная доля этих денег уходит в регион и федеральный центр. Это и борьба за контроль над другими муниципальными ресурсами. И чем больше у мэрии будет возможностей распоряжаться землей, зданиями, производственными мощностями, налогами, тем большую роль будут играть избранные мэры. В этом-то и состоит суть разницы между избранными мэрами и назначенными сити-менеджерами. Несмотря на эти противоречия, Геннадию Айдаеву удавалось избегать противостояния и сохранять хорошие рабочие отношения как с Леонидом Потаповым, так и с Вячеславом Наговицыным. В итоге выигрывали как основные политические игроки, так и население города.
Другой плюс - это его команда, которую он периодически тасовал и которая отражала всю палитру города - в национальном, половом и возрастном измерениях. Поэтому Айдаев консолидировал бизнес-структуры, политиков и горожан, вместе с которыми дал отпор внешнему вторжению на выборах 2007 года. Тогда это были новосибирский магнат Эдуард Таран, глава бизнес-группы РАТМ, финансировавший кампанию Александра Толстоухова, московские политтехнологи, руководившие кампанией «ЕР» в республике, и одна из местных группировок. Отбить атаку помогла и поддержка со стороны администрации президента РФ и генсовета партии «ЕР». Сейчас вопрос активизации кремлевского ресурса вновь встал на повестку дня, и, похоже, именно от его разрешения зависит дальнейшее политическое будущее Геннадия Айдаева.
Фото из архива, Марк Агнор и russianstock.ru
Политика
6128