«Информ Полис» взял интервью у двух представительниц нового движения в Улан-Удэ. Одна из наших героинь наотрез отказывается заводить детей, считая, что лучше прожить жизнь в свое удовольствие, вторая и вовсе решилась на стерилизацию, заплатив за это большие деньги
- Мы не едим по ночам младенцев, как считают многие экзальтированные мамочки. Если я увижу на улице плачущего ребенка, то не смогу пройти мимо, обязательно подойду и помогу, - говорит моя собеседница Таня.
Тане (фамилию не публикуем по этическим причинам) 22 года. Она – молодой специалист, любящая дочь и сестра, девушка с активной жизненной позицией. А еще она чайлдфри и уверена, что никогда не заведет детей.
«У меня было прекрасное детство»
- Почему-то все считают, что, если кто-то добровольно решил отказаться от материнства или отцовства, у него обязательно было трудное детство. На самом деле нет. У меня прекрасная семья, любящие родители, я никогда ни в чем не нуждалась, - рассказывает Таня. – И я очень благодарна своей маме за то, что она подарила мне жизнь. В детстве, как и все девочки, укачивала и пеленала пупсов, при этом, кажется, не чувствовала ничего особенного. В 17 лет я решила, что не хочу заводить детей…
Справка «ИП»
Чайлдфри переводится с английского как «свободный от детей», «бездетный». За рубежом слово стало обыденной частью лексики. Существует также течение «чайлдхейт» - люди, которые не только не хотят иметь своих детей, но и ненавидят чужих, мечтают освободить свое личное пространство от любого общения с ними.
Чайлдфри нельзя назвать течением или направлением. Скорее, это социальное явление. Зародилось оно в США, а затем начало путешествие по миру, охватывая все новые страны и города. В традиционной Бурятии, где многодетные семьи не диковинка, до недавнего времени ничего об этом даже не слышали.
- Чайлдфри в Улан-Удэ и сейчас не так уж и много, но все же есть, - говорит моя собеседница. – Я много общаюсь с людьми, разделяющими такие взгляды, но в основном они живут в других городах.
Таня признается, что к таким взглядам ее подтолкнул болезненный разрыв с молодым человеком. После, когда расставание уже не казалось таким катастрофическим, она не изменила свою позицию. Постепенно к этим же взглядам пришла ее сестра. Родители девушек не одобряют добровольного отказа от детей своих дочерей и надеются, что со временем они передумают.
Всегда на «пять»
- Я всегда училась только на «пятерки». Школу окончила с золотой медалью, университет – с красным дипломом. Для меня была дика даже мысль, что я могу бросить учебу ради того, чтобы родить ребенка, и я не понимала девушек, которые шли на это. Не понимаю также женщин, которые готовы сидеть дома на иждивении мужа, быть в постоянной зависимости от него, - считает Таня.
Она не отрицает сам институт брака. У нее есть молодой человек, который, правда, тоже надеется, что его спутница когда-нибудь изменит свою позицию. Таня признает, что, когда она стала во всеуслышанье говорить о своей позиции, подруг у нее стало гораздо меньше.
Сто тысяч на стерилизацию
- Я рада, что сумела доказать свои слова поступком, - говорит Лена.
Лене 23 года, и она тоже чайлдфри. Этим летом она решилась на стерилизацию. По словам девушки, она всегда мечтала об этом, однако операция эта дорогая и нелегальная.
- В России разрешена стерилизация только женщинам после 35 лет, у которых есть двое детей, - рассказывает она. – Но есть клиники, которые делают операцию нелегально. Чайлдфри очень много в разных городах, мы общаемся в группах в социальных сетях. Как-то решили собрать деньги на стерилизацию одному из участников. Я очень настаивала, чтобы это была я. В итоге так и получилось.
На операцию потребовалось сто тысяч. Лена уверяет, что совсем не боялась такого серьезного шага. Для нее это было как прыжок с парашютом: экстремально и безвозвратно. До стерилизации девушка уже несколько раз делала аборты.
- Я не считаю, что абортом убиваю что-то живое. Это ведь просто эмбрион, - уверенно говорит она. – Это мой организм, и я делаю с ним то, что хочу. Не хочу, чтобы во мне жила жизнь, значит, не будет. Стерилизация избавила меня от многих проблем.
После операции Лену бросил молодой человек. По словам девушки, он знал о ее позиции и до этого, но надеялся, что в ней проснется материнский инстинкт и она образумится. Негативно отнеслись к известию и родители. Но Лена убеждена, что сделала правильный выбор.
- Это мое решение. Возможно, когда-нибудь захочу усыновить ребенка – я не отрицаю такой вероятности, но считаю, что она минимальна, - считает девушка.
Жертвы своих родителей
Психолог Светлана Козырева считает, что нежелание иметь детей приходит не просто так.
- Все-таки наиболее активная составляющая чайлдфри - люди с тяжелым детством: жертвы родительского насилия (психологического и физического), инцеста, жестокости, воспитанники детских домов и домов ребенка, - уверена она. - Поэтому все, что касается детства, вызывает у них тяжелые переживания, полностью подавить которые невозможно без помощи психолога или психотерапевта. Люди пытаются уничтожить все, что может запустить невыносимо болезненные воспоминания, связанные с детским опытом.
Светлана Козырева говорит, что возможен и другой вариант: родители так сильно любили и опекали ребёнка, что позабыли реализовать себя и стали неинтересны детям.
- Или еще, родители всю жизнь мужественно тяготились своими обязанностями. Дети, выросшие в такой атмосфере, само собой не захотят обзаводиться потомством – слишком хорошо они помнят, как досадовали на них их собственные родители. То есть в любом случае чайлдфри – жертвы своих родителей, - считает психолог.
Психолог уверен, что позиция чайлдфри противоречит самой себе.
- Чайлдфри озабочены не столько принятием решения о бездетности, сколько своей несвободой от детской темы в целом, что вдвойне забавно, учитывая название их движения, - говорит Светлана. - На самом деле они «воюют» не столько за собственное право не иметь детей (ведь этого права у них никто не отнимал). Миру вообще все равно, будут у кого дети или нет. Они «воюют» за право жить в мире без детей. И поскольку это невозможно, то фрустрация вечна, а поводы для гнева и, значит, темы для разговоров не иссякают никогда.
Это в психологии называется «невротической проекцией», когда человеку кажется, будто мир испытывает в их адрес их собственные вытесненные желания в прямой или инвертированной форме. Так и здесь - собственное желание переделать мир в бездетный выдается за желание мира навязать тебе детей и «детские» ценности.
У теоретиков чайлдфри множество доводов в пользу своей позиции. Так, они считают, что детей заводят из-за эгоистических побуждений или под нажимом общественных стереотипов. Светлана Козырева считает, что все эти аргументы разбиваются об одну фразу психоаналитика Александра Свияша.
- Он приводит единственный стоящий аргумент в пользу заведения детей: «Самое здоровое желание иметь детей нельзя объяснить логически. Они рождаются ни зачем и ни для чего. Ребёнок – это не гарант исполнения ваших надежд. Просто взрослый человек хочет, чтобы в этот мир пришёл ещё один маленький человек. Пришёл с его помощью. Пришёл и порадовался жизни. Причём порадовался не так, как считает нужным и правильным взрослый, а возможно, как-то по-своему. Задача взрослого не в том, чтобы решить с помощью ребёнка свои проблемы. Задача – отдать, а не получить», - цитирует психолог.
Пустота в глазах
Александр Хантаев, известный в Бурятии фотограф и оператор, долгое время прожил за границей.
- Когда я только приехал в Нью-Йорк, меня поразило количество одиноких людей. В парке часто можно наблюдать грустную картину: прогуливаются одинокие старики и старушки – кто-то с кучей собак на поводке, другие с тросточками. Они часто одеты как попало. Обращаешь внимание на какое-то одинаковое выражение глаз – пустота. Эти люди когда-то выбрали для себя позицию чайлдфри. Да, они прожили жизнь для себя. Но довольны ли они ею?
Фото: f-journal.ru.
Общество
5602