Духовный лидер тибетского буддизма Далай-лама XIV призвал приехавших на его учения в Дели российских паломников избавляться от эгоизма как источника всех проблем, развивать в себе любовь и сострадание, а также хранить религию предков, будь то буддизм, христианство или иное вероучение
Не цепляться за «я»
«Все религии говорят о том, что эгоизм, представление о важности собственно «я» является источником всех проблем, источником гнева, ненависти, зависти», - сказал Далай-лама на учениях в конференц-зале одного из отелей индийской столицы, где собралось около 1,5 тысячи человек.
Большинство паломников - из Калмыкии, Бурятии, Тувы и других регионов России, многие приехали послушать самого признанного буддийского наставника впервые. Кроме того, в учениях принимают участие монахи и миряне из Тибета, индийцы, буддисты из стран СНГ и Западной Европы.
Далай-лама предложил собравшимся для обуздания эго буддийский метод - постичь отсутствие «я». По его словам, не существует «я», отличного от совокупности психофизических характеристик, которые изменчивы. А потому не стоит «цепляться за «я».
Любить и сострадать
Гораздо важнее потратить энергию на «трансформацию ума», развитие способности любить и сострадать, отметил Далай-лама. «Религия объясняет методы трансформации нашего ума. И если мы утверждаем, что придерживаемся того или иного религиозного учения, давайте стараться уменьшить ненависть, зависть, соревновательность с другими людьми - причины наших страхов и недоверия к другим!» - призвал он.
Современные ученые приходят к выводам, что именно страхи и недоверие становятся причинами различных недомоганий людей, добавил духовный деятель.
«Все живые существа желают счастья и не желают страдания, поэтому необходимо создавать условия для счастья и избавления от страданий, приносить пользу другим существам и не приносить вреда. В этом все религиозные учения едины. Все они говорят о важности сострадания, терпения, самодисциплины, любви», - отметил Далай-лама.
Уважать религии и светскую этику
Он убежден, что религии приносили людям пользу на протяжении тысячелетий, и так будет и впредь, поэтому очень важно представителям одного вероучения проявлять уважение к представителям других, сохраняя гармонию и согласие.
«Необходимо стараться сохранять свою собственную религию (веру предков). Думаю, так будет лучше. А тем, кто стремится к обращению в другое вероисповедание, необходимо хорошенько подумать», - посоветовал буддийский наставник.
Секулярная (нерелигиозная) этика, основанная на любви и сострадании, по мнению Далай-ламы, тоже прекрасно подходит для решения проблем 21 века. «Хорошо бы, чтобы этой этике следовало как можно больше людей. Для нас всех, когда нас 7 миллиардов, очень важны любовь и сострадание. Нам надо стараться быть хорошими людьми, проявлять заботу по отношению ко всем. Я бы хотел, чтобы вы все это поняли и рассказали об этом своим близким и друзьям, а те, в свою очередь, своим. Таким образом мы распространим этику на все население планеты», - надеется Далай-лама.
Далай-лама XIV
Буддисты считают Далай-ламу (в переводе – «Океан-учитель») воплощением Авалокитешвары - Будды сострадания.
Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника - Далай-ламы XIII, а в 1940 - возведен на престол.
После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось «тибетское правительство в изгнании».
За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.
В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками. Российские буддисты надеются в скором времени снова увидеть его в своих регионах.
Основной причиной, затруднявшей визит Далай-ламы в Россию, было то, что до марта 2011 года он официально сочетал функции как духовного лидера мирового значения, так и политического руководителя правительства Тибета в эмиграции, и его поездки в другие страны, сопровождавшиеся встречами с государственными деятелями, вызывали ноты протеста со стороны Китая.
Однако и после того, как весной 2011 года с Далай-ламы были сняты политические полномочия, Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.
Учения для буддистов России
Буддизм - древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России. Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках - среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама. В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан одной из российских религий.
Сегодня, по данным московского Центра тибетской культуры и информации, свыше миллиона жителей страны - буддисты. Калмыкия, Бурятия и Тува считаются буддийскими регионами.
Ежегодные учения для буддистов России Далай-лама проводит с 2009 года по просьбе председателя Буддийского центра «Ринпоче Багша» Ело Ринпоче (Бурятия) и верховного ламы Республики Калмыкия Тэло Тулку Ринпоче, при поддержке верховного ламы Тувы Тензин Цултима.
Обычно учения проходят в ноябре-декабре в главном буддийском храме Дхарамсалы - небольшого городка на севере Индии, где расположена резиденция Далай-ламы, однако в 2012 году по решению Его Святейшества они перенесены в столицу Индии.
Во время общения с паломниками Далай-лама подробно комментирует то или иное классическое сочинение по философии буддизма. В 2012 году это духовная поэма буддийского наставника VIII века Шантидевы «Бодхичарья – аватара» («Путь бодхисатвы»). В ней раскрывается идеал бодхисаттвы - подвижника, всецело посвятившего себя служению другим и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного просветления, состояния Будды.
Помимо комментариев к трактату Шантидевы, в 2012 году ученикам из России Далай-лама «дарует посвящение на практику Будды Медицины», которая используется для избавления от «болезней тела и ума», а также для духовного очищения и помощи умирающим.
Организаторы учений: Буддийский центр «Ринпоче Багша» (Бурятия), Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы, Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва).
Фото khurul.ru
Общество
3757