На пересечении улиц Кирова и Коммунистическая (бывшие Банзарова и Лосевская), стоит красивое двухэтажное здание с балконами и мезонином. Сейчас в нём находятся буузная, офис «Байкалвестком» и Агентство развития города Улан-Удэ. А в 1910-х годах здесь был доходный дом.
Известно, что его хозяин – зажиточный крестьянин Евхтихий Кириллович Арсентьев – продавал урожай в городе и торговал швейными машинками «Зингер». Для этого он даже содержал небольшой магазинчик в Гостиных рядах.
В Национальном Архиве Республики Бурятия говорится, что земельный участок, на котором располагалась усадьба, в конце XIX века принадлежал купцам Байбородиным. Новый хозяин выкупил его под строительство в 1908 году. Помимо девяти основных комнат, в доме было ещё четыре – они находились в подвальном помещении. Здание отапливалось 17 печами. На тот момент его общая стоимость вместе с дворовыми постройками оценивалась в 13 520 рублей.
В начале XX века здесь располагался магазин компании «Зингер» и гостиница «Золотой Рог». А 1918 году дом Арсентьевых стал местом работы высшего органа Советской власти в Сибири – Центрального исполнительного комитета Советов Сибири. Его ещё называли ЦИК Сибири. Однако это произошло только спустя год после формирования Комитета: изначально он находился в Иркутске.
ЦИК Сибири состоял из небольшой группы работников, в основном большевиков и левых эсеров. Его первым председателем стал известный советский и партийный деятель Борис Захарович Шумяцкий. Члены Центросибири занимались проблемами формирования войск, заготовкой продовольствия, эвакуацией, а также рассматривали вопросы устройства раненых и больных красногвардейцев.
В феврале 1918 года в Иркутске состоялся второй Всесибирский съезд Советов, на котором был избран новый состав Центросибири из 46 членов и кандидатов. Позднее в Комитет направили ещё несколько человек. Среди них был Николай Яковлев. Именно он сменил Шумяцкого в марте 1918 года.
В архивных статьях 1980-1989-х гг. авторы Лидия Корякова и Анатолий Одинецкий упоминают, что одновременно с предложением стать председателем ЦИКа, Яковлев получил разрешение на переезд в Москву от Центрального Комитета партии. Но, тем не менее, он выбрал Иркутск.
В конце августа 1918 года войска чехословацкого корпуса и белогвардейцы заняли Верхнеудинск. Центросибирь, как и многие другие городские учреждения, эвакуировался в соседнюю Читу, а 28 августа был упразднён по решению советского деятеля Николая Андреевича Гаврилова.
После того, как в 1930 году арестовали сына Евхтихия Арсентьева, члены его семьи были отправлены в ссылку. На родину им удалось вернуться только спустя семь лет. К этому времени дом уже был занят: в 1950-х гг. здесь размещалось статистическое управление, а 1980-х – городской радиоузел.
Фото автора.
Благодарим за помощь в подготовке материала ведущего эксперта «НПЦ Охраны памятников» Викторию Николаеву.
Досуг
1919