Здравствуй, мир!
Здравствуй, Солнце!
Совершенно неожиданно и почти молниеносно в моей жизни появилось нечто новое и заманчиво-интересное, чему я несказанно рада. Здесь я буду делиться с вами, господа книголюбы, впечатлениями и мнением о книгах.
Читаю я много, с упоением и самую разную литературу, так что будут отзывы на классику и современную прозу, на научно-популярные и исторические книги, на мистику и хоррор, на романтику и приключения, изредка на детективы и контрультуру, а чаще всего, пожалуй, на фантастику.
Совсем недавно, прочитав на одном дыхании «Дневник памяти» Николаса Спаркса, мне вдруг захотелось сесть и записать свои впечатления. И пусть не фанатеюя от сентиментальных историй любви, именно с этой книги я начала писать отзывы о прочитанном. С тех пор я избавилась от привычки читать всё подряд, научилась закрывать и больше не возвращаться к неинтересным и просто не понравившимся с первых пятидесяти страниц книгам. Между делом выиграла в конкурсе рецензий и пока ещё (спасибо российской почте) жду в подарок книгу от организаторов.
И вот спустя четыре месяца с того дня мне повезло стать частичкой «Информ Полиса». Получать деньги за то, что любишь читать – это по-настоящему здорово, уж поверьте в меру ленивому фрилансеру. Правда, на радостях я совсем позабыла спросить о размере гонорара, но это уже дело десятое.
Первая книга, о которой я хочу рассказать, – это трилогия «Подлеморье» Михаила Ильича Жигжитова. И выбор этот неслучаен. Во-первых, это одна из самых любимых моих книг, которую я перечитываю примерно раз в пару лет и мне нисколько не жалко времени, потому что каждый раз наслаждаюсь удивительным, ярким, образным повествованием.
Во-вторых, о талантливом бурятском писателе сказано и написано очень и очень мало. В-третьих, далее последуют рецензии на книги, которые я ещё только наметила на будущее. И в-четвёртых, я буду безмерно рада, если кто-нибудь впервые возьмёт в руки или вновь перечитает замечательную книгу мастера слова и настоящего «самородка» Михаила Жигжитова.
Думаю, говоря о «Подлеморье», нельзя не рассказать хотя бы кратко о его творце. Михаил Ильич Жигжитов (1915-1990гг) родился в селе Усть-Кяхта Кяхтинского района.Закончив восьмилетку, прямо со школьной скамьи он, любознательный юноша с горящим взором, прекрасно знающий бурятский, русский и монгольский языки, отправился учительствовать в Хондонской начальной школе.
Неугомонный, общительный и страждущий новых знаний Михаил Ильич много ездил по Бурятии и работал учителем в разных школах. Приехав однажды на Байкал,он полюбил поразительную красоту древнего моря и простую, полную тягот и лишений жизнь местных жителей, сам стал страстным охотником-таёжником и рыбаком и долгое время жил в Баргузинском районе.Есть в биографии писателя и Великая Отечественная война.Наверное, поэтому его книги так реалистичны и колоритны.
На фото: Михаил Жигжитов в фильме «Продаётся медвежья шкура».
В 1980 году Михаил Жигжитов сыграл роль охотника-промысловика в фильме Александра Итыгилова «Продаётся медвежья шкура», снятого киностудией имени Александра Довженко по одноименному рассказу Валентина Распутина. И хотя я лично не знакома с бытом таёжников, зато у меня есть воображение и мне кажется, что в фильме точно выражена немногословная и неспешная первозданность, самобытность, кроющаяся в природе нашего края.
Пожалуй, главными и любимыми героями Жигжитова во всех его произведениях выступают могучий, грозный, изумительно прекрасный Байкал и кормилица баргузинская тайга, таящая в себе древние шаманские тайны и не прощающая хищного потребительского отношения к себе. И писатель повествует об отношении человека к природе невероятно образно и поэтично, его герои говорят на просторечном живом языке, седой старик Байкал и богатая, щедрая тайга порой будто бы сопереживают людям, а порой и гневаются.
Охотники и рыбаки разговаривают со стихией, в их словах сквозит первобытная лирика, они почитают духов и просят прощения всякий раз, когда выходят с промыслом. И даже браконьеры – эвенки и буряты, испокон веков живущие охотой, совсем не грабители и хищники, ведь самый страшный грех для них хотя бы невзначай поранить стельную матку. Мне кажется, мало кто в истории бурятской, да и вообще литературы в целом так ярко и правдиво смог передать подлинную историю байкальского Подлеморья.
Прототипы персонажей трилогии и самых известных повестей «Моя Малютка-Марикан», «Тропа Самагира», «За ущельем семи волков», «От Святого до Горемыки», «Парень из Ириндакана» – это те люди, с кем писатель жил и работал бок о бок, которые на себе испытали и суровый нрав священного озера-моря, и беспросветное существование до революции. Мировоззрение их менялось с началом новой жизни, оно было близко и понятно Михаилу Ильичу, такому же человеку из народа, как и его герои.
Первая книга эпопеи «Волчонок» охватывает период от начала XX века, когда задули ветры-предвестники Октябрьской революции, и до борьбы забайкальцев с белогвардейцами. Импонирует то, что переломное время описано без фанатизма и героической патетики, писатель не идеализирует своих героев. Они по-своему благородны, но иной из таких вот сибиряков, например, знаменитый соболятник Филантий Король, в кровь избивает жену, вымещая на ней бессильную злость и обиду. Они бесстрашны и немногословны, но какой же башлык, как, к примеру, Макар Грабежов или Гордей Страшных, не суров с артельщиками? Они гордые и честные, но до поры до времени не осознают несправедливости, глухо ропщут, но продолжают отдавать половину добытого и отрабатывать нескончаемые долги.
Наверное, каждый согласится со мной, что самое важное в любой книге, как, впрочем, и в спектакле или кино – это динамика: совсем неинтересны статичные аморфные персонажи, которые ни чуточки не меняются и просто плывут по течению. Человек – не важно: вымышленный или реальный – должен пройти свой путь, вынести и прожить всё, что преподносит судьба. И должен он не кому-то, а прежде всего самому себе.
Главные герои Михаила Жигжитова на протяжении всего повествования растут и развиваются. Меняется и обретает духовную свободу Волчонок – Магдауль, урождённый бурят Бадма Эмедхенов, в полуторагодовалом возрасте выкраденный у матери по просьбе умирающего друга тунгусом Воулем. По доброй воле она не отдала сына. И тогда он унёс мальчика под покровом ночи, как и завещал ему друг. Так поступали его предки: уносили из логова волчонка, чтобы вырастить верного друга – охотничью собаку. Воуль воспитал приёмыша настоящим таёжником: сильным, выносливым, не ведающим страха.
С первых страниц Магдауль – неграмотный, суеверный тунгус, а в конце первой книги он уже лучший проводник партизанского отряда красногвардейцев, чутьём охотника распознавший истину и ставший пылким борцом. И гибнет он, заманив врагов в таёжную глушь и вызвав лавину, сметающую всё на своём пути.
Вторая книга «Следы Волчонка» о жизни поморов и таёжников до начала Великой Отечественной войны, третья – «По следам Волчонка» – о лихолетье войны и до строительства БАМа.
Не буду пересказывать всю трилогию и обо всех героях, иначе итак уже объёмный текст будет стремиться к бесконечности. Скажу лишь, что и положительные персонажи – политический ссыльный «посельга Ванфед» Лобанов, купецкий сын Кешка Мельников, сын Магдауля Ганька, директор Баргузинского заповедника Зенон Францевич Сватош, Цицик и другие, и отрицательные –богач Куруткан, Ефрем Мельников, барон Стренге, все они искусно выписаны: поразительно ярко, колоритно и впечатляюще.
В общем, читайте и наслаждайтесь! А я с вами, дорогие библиофилы, не прощаюсь, встретимся через неделю…
P.S. Конечно же, я буду с нетерпением (терпение вообще не входит число моих «добродетелей») ждать ваши комментарии и с удовольствием пообщаюсь с единомышленниками. Скажу сразу: троллей не кормлю, но с пониманием отношусь к чужому мнению.
Досуг
4123