Приветствую вас, господа книголюбы! Сегодня я расскажу вам о потрясающей книге!
«Ложная слепота» Питера Уоттса – невероятная настолько, что ярый ценитель научной фантастики будет в диком восторге, а человек, привыкший к лёгкому штампованному чтиву, либо сразу же и бесповоротно с первобытным ужасом бросит чтение уже на первых страницах, либо умрёт от скуки и обилия красивых, непонятных, но, видимо, очень умных слов, либо, втянувшись всё-таки в чтение, получит «вывих мозга». Впрочем, взрыв мозга обеспечен в любом случае.
О самом писателе я писать не буду: кому интересно – всезнающий Гугл вам в помощь, ибо хитросплетённая цепочка непонятностей, странностей и невероятностей ещё не раз приведёт вас во всемирную паутину.
Если вам, уважаемые, знакомы такие понятия, как теория игр, тест Тьюринга, китайская комната, тест Роршарха и далее по списку, то вы удивитесь, как круто это всё замешано в одном «котле». В том же «котле» –винегрет из космооперы, киберпанка, технотриллера и (куда без неё!) социальной фантастики.
Если вы от природы любопытны и стремитесь каждый день узнавать что-то новое, вовсе не обязательно для того, чтобы сразить собеседника наповал, а просто – для себя, то Питер Уоттс вам определённо понравится. С первого взгляда. Гарантировано.
Сюжетно – препарированной на атомы проблематикой контакта с внеземной, абсолютно чуждой цивилизацией– «Ложная слепота» близка к «Фиаско», «Солярису» и «Эдему» Станислава Лема вместе взятым. С другой стороны это всё равно, что переписать их для современного, избалованного Голливудом и пресытившегося информацией читателя, не вдаваясь в долгие пространные философствования.
Здесь надо уточнить: Станислава Лема я беззаветно люблю, но иногда ведь хочется драйва, динамики, зрелищности, что с лихвой преподносят такие фантасты, как, к примеру, один из отцов-основателей киберпанка Уильям Гибсон или, из плеяды молодых, Паоло Бачигалупи.
К чести Питера Уоттса, играет он сложнейшими понятиями легко, не разжёвывая, мастерски жонглирует терминами из философии, лингвистики, биологии, квантовой физики, психологии и психиатрии, математики, астрономии и Бог весть чего ещё. Да так, что временами становится непонятно: где реальность, а где вымысел. И то, что до поры до времени кажется второстепенным, к финишу переворачивает всё с ног на голову.
Герои Уоттса многогранны и почти лишены человеческих слабостей. Они разговаривают и думают именно так и никак иначе, ведь на задворках Вселенной 2082 год, а над и так уже угасающим человечеством повисло непонятное нечто, а раз непонятное, значит, потенциально опасное. Люди будущего вдоль и поперёк модифицированы, натуралов из крови и плоти почти не осталось, некоторые из них добровольно уходят в «рай» – виртуальную реальность для сознания, в то время как бездыханное тело хранится в саркофагах, а родные приходят навещать и пообщаться с этим самым сознанием.
Раса людей на грани фола, потому что реальный секс для них – экзотика и извращение, хотя даже самый искалеченный организм за исключением необратимой травмы мозга можно «починить» в капсуле, а любой изъян можно с лёгкостью генетически и физически откорректировать.
Человечество стремительно теряет инстинкты, обретая взамен супервозможности, сращиваясь с машинами. И тут без теории игр ну никак не обойтись. Там, где сталкиваются лбами сознание и самосознание, разум и интеллект, природа и машины неизбежен совсем нерадостный финал: может быть, у каждого своя ложная слепота – способность видеть и не понимать увиденное?
Действие романа происходит на борту корабля «Тезей», в спешке отправленного за орбиту Плутона, чтобы понять, что же такое движется навстречу и установить контакт. Корабль ведёт к цели искусственный интеллект ИскИн (респект старине Гибсону), к которому для обмена информацией присоединяются члены экипажа.
Главный герой – синтет Сири Китон, половина мозга у него – своя родная, а другая – компьютер, с квантовыми возможностями синтезирующий, анализирующий и отправляющий на Землю данные без понимания и вникания в происходящее. В состав экипажа входят киборгизированный боевик Аманда Бейтс и биолог Исаак Шпиндель, модифицированный до такой степени, что тактильные ощущения он может получать только посредством специальных перчаток.
Отдельного внимания заслуживает лингвист Сьюзан Джеймс или по-другому Банда четырёх, в которой спокойно уживаются четыре независимые личности. Да-да, это в нашем дремучем времени шизофрения – всего лишь болезнь, а там, в будущем множественные личности дают преимущества в реакции и эффективности.
Экипажем руководит вампир Юкки Сарасти. Он обладает сверхчеловеческими способностями и носит очки, чтобы не пугать коллег, но всё равно внушает ужас, потому как историческую память, заложенную в генах, не обманешь. К несчастью, капитан всё-таки хочет кушать и смотрит временами на людей как на аппетитный, но запретный плод.
Вот здесь не надо преждевременно хныкать и пенять на моду, Стефани Майер и иже с ними. Уоттсовский вампир – воскрешённый из небытия вымерший подвид хомо сапиенса. Тупиковая ветвь эволюции. Обладая нечеловеческим аппетитом, вампиры «выжрали бы» © примитивных двуногих ещё на заре человечества, кабы не впадали поутру в беспомощное состояние.Автор тут проводит аналогию: никто ведь не оспаривает, что землеройки и канарейки с их стремительным метаболизмом к утру умерли бы от голода, не впадай они на ночь в оцепенение, верно?
Экипаж «Тезея»устанавливает контакт с инопланетным кораблём, который оказывается вовсе и не кораблём, называющим себя «Роршарх». Ещё в самом начале книги тысячи иноземных зондов «фотографируют» Землю, с чего, собственно, и начинается весь этот гремучий коктейль. И имя это он выбрал не случайно: когда земляне с армией роботов, выходящих из строя один за другим, вторгаются в этот на глазах растущий разумный клубок из дикой смеси магнитных вихрей и астрономической радиации каждый видит свои глюки и своих призраков. Ну как тут не вспомнить «Солярис»?
Попытка понять внеземной разум приводит лишь к тому, что на деле осознаёшь: а ведь мы и своего-то, примитивно-человеческого, не понимаем! И даже в будущем эта проблема останется одной из самых сложных.
Возможно, внушительный список источников, вдохновлявших Уоттса на создание «Ложной слепоты», и послесловие автора сподвигнут вас на взятие штурмом более серьёзной научной литературы. Я пока к такому героизму не готова, но серию «Сны разума» читать продолжу. Как раз, кстати, вышла новая-старая книга Питера Уоттса «Морские звёзды» из цикла «Рифтеры». Между прочим, канадский фантаст имеет степень доктора и специализируется по гидробиологии, так что предвкушаю, предвкушаю…
Ой, я тут, кажется, рассказала вам лишнего, хотя в реале и не особо люблю вслух говорить, куда проще и «цветистей» получается излагать свои впечатления «на бумаге». Когда прочитываешь книгу, от которой ловишь ни с чем не сравнимый кайф, со мной случается такая оказия: «…и тут Остапа понесло…». Поэтому простите за чрезмерный объём текста. Увлеклась, знаете ли.
В общем, читайте и наслаждайтесь! А я с вами, дорогие книголюбы, не прощаюсь, встретимся через неделю…
Досуг
2729