Ответ прост. Тот бизнес, который благодаря нашим природно-географическим условиям наиболее конкурентоспособен не только здесь, в пределах Бурятии, и не только во всей России, но и на глобальном мировом уровне. Это разведение в Бурятии аборигенных пород скота
Тенденции, идущие в мировой экономике, свидетельствуют, что могущество Бурятии прирастать будет за счёт развития аборигенного животноводства. Глобализация мировой экономики и усиление во всём мире экономической конкуренции приводят во всём мире к ускоренной урбанизации, к уменьшению численности производителей сельскохозяйственной продукции и в то же время к росту числа её потребителей.
Если пять лет тому назад в сельской местности КНР проживало около 70% населения, то в данное время в сёлах Китая проживает 50% населения. В Монголии из почти трёх миллионов населения занято сельским хозяйством, то есть животноводством, всего около семидесяти тысяч человек. С животноводством в Монголии проблем достаточно. Больше, чем у нас.
При этом животноводы Монголии стали заниматься больше разведением коз, нежели крупного рогатого скота, из-за того, что китайские коммерсанты закупают у монгольских сельчан по приличной цене лишь козий пух. Животноводы Монголии продают китайцам в международной особой экономической зоне города Эрлянь (Эреэн-Хото) также и кожсырьё, в последнее время и конину, но вырученные за эти виды товаров деньги едва перекрывают расходы на их транспортировку. Транспортировка козьего пуха требует относительно к его стоимости гораздо меньше расходов.
В результате говядина на рынках Пекина и Улан-Батора дорожает с каждым годом. Если она лет 15-20 назад стоила там дешевле, чем на рынках Улан-Удэ, в два или в два с половиной раза, то в настоящее время она дешевле всего примерно на 30%. Значит, говядина будет там со временем всё дороже и дороже, чем в Бурятии.
Завоз продовольственных товаров на наши рынки из Америки и Европы в скором времени также останется в прошлом. Там не только идёт процесс урбанизации и перевод земель сельскохозяйственного назначения под промышленное освоение, со временем изменится направление идущего оттуда потока продовольственных товаров в сторону развивающихся, но пока ещё с голодным населением стран Латинской Америки и Африки.
Так что в скором времени не Бурятия будет закупать мясо у Монголии, а наоборот. И Китай будет закупать говядину, баранину и конину у Бурятии. В итоге коммерческий закуп мяса у сельчан и продажа его в зарубежные страны будут у нас самым прибыльным бизнесом. В итоге цены на мясо вырастут и в Улан-Удэ, но не так сильно.
Большинство из тех, которые переселились со своими домами в пригород Улан-Удэ, потянутся обратно в свои родные сёла. Так что могущество Бурятии прирастать будет разведением местного аборигенного скота, как было и раньше, в те давние времена, при наших предках гуннах и средневековых эхиритах, хори-туматах и других монгольских племенах.
А как же туризм? Как будут развиваться туристские зоны «Байкальская гавань» и «Бычья гора»? Иностранного туризма в том объёме, как нам малюют чиновники правительства, не будет, господа!
Откуда ждут чиновники, чтобы в нашу «гавань» заходили корабли? Из Китая? Но там своих туристских зон полно. Что касается приезда на нашу «Бычью гору» туристов из Германии, то они могут появиться здесь, если выразиться словами И. Эренбурга, лишь «в белобрысых снах честной немецкой девушки», если живёт она в нашем солнечном Улан-Удэ. И не более того. Французам, испанцам и прочим потомкам, жадным к золоту конкистадоров, нынче вовсе не до туризма, у них кризис маячит всё время на носу.
Всё, что строится в так называемой туристской зоне «Байкальская гавань», есть не что иное, как дворцы новых московских нуворишей и высшей чиновничьей элиты России. Для отдыха и приятного их времяпрепровождения со своей свитой на свежем байкальском воздухе с хвойным лесным ароматом, с обедами из свежего, только что пойманного омуля и сига.
Для их царской охоты на медведей и оленей, возможно, с участием самого президента страны и его закадычного друга министра обороны, заядлых охотников и рыбаков. В принципе и их можно считать туристами. Деловыми туристами. Для наших высших чиновников «Байкальская гавань» будет местом установления дружественных связей с представителями высшей московской политической и экономической элиты и укрепления своего положения на самом высшем уровне российской государственной иерархии.
Не исключено, что от этих дружеских связей нашей бурятской элиты кое-какие блага перепадут и простому народу. И не исключено, что построенные в «Байкальской гавани» дворцы будут передаваться иногда и в аренду, для размещения каких-то заезжих постояльцев, именовать которых можно также туристами. Но это особо не изменит имеющийся в данное время ассортимент и объём приезжающих сюда из других мест любителей байкальской природы.
А как развитие промышленности?
Крупная промышленность в Улан-Удэ представлена нашим авиазаводом, выпускающим вертолёты, и заводом металлических мостовых конструкций, ЛВРЗ, относящимся к ВСЖД.
Авиационному заводу лет через десять-пятнадцать конкурировать на внешнем рынке с китайскими производителями будет сложно, вероятнее всего, невозможно, завод будет держаться лишь на государственных заказах, которые составляют в общем объёме заказов незначительную долю. В данное время благодаря заказу 20 вертолётов для государственных силовых ведомств объём госзаказа на авиазаводе поднялся до 50% в общем объёме произведённой ими продукции. Будут ли поступать на завод госзаказы в таком же объёме и в дальнейшем, неизвестно.
Завод металлических мостовых конструкций в условиях жёсткой конкуренции с такими гигантами однопрофильного направления, как «Курганстальмост», «Воронежстальмост», «Тюменьстальмост» и др., кое-как держится на плаву. Это связано с отдалённостью поставщиков металла, высоким в сравнении с другими регионами тарифом на электроэнергию и ещё рядом других факторов.
К примеру, в частной компании молодого бизнесмена Дмитрия Парышева «Курганстальмост», производящей треть российских мостовых металлоконструкций, затраты на электроэнергию в себестоимости их продукции составляют всего 5%. В себестоимости продукции Улан-Удэнского ЗММК эта часть себестоимости колеблется на значительно высоком уровне. Эти обстоятельства полностью лишают Улан-Удэнский ЗММК каких-либо шансов на дальнейшее самостоятельное расширение и развитие.
Что касается перспективы развития ВСЖД и вместе с ним ЛВРЗ, то выглядит она не совсем блестяще. Пока пишутся эти строки, на запасных путях вокзалов Дальнего Востока простаивают более тысяч грузовых вагонов в ожидании груза в обратном направлении. Грузопоток между западной частью России и Дальним Востоком движется в основном в одном направлении, на восток. Объём груза с востока на запад очень мал.
Поэтому поезда движутся с востока в обратном направлении по существу с пустыми вагонами, груженными в эти годы примерно лишь на 11% от своих возможностей загрузки. Это наносит РЖД, в том числе ВСЖД, убыток, который они покрывают за счёт увеличения своих тарифов, что, в свою очередь, подгоняет в стране общую инфляцию. То есть и Транссиб, и ВСЖД удерживаются на плаву за счёт населения всей страны, за счёт роста по всей стране платы за все услуги и товары.
Если заняться бизнесом в сфере услуг, в торговле, в частной медицине, в общественном питании, установкой пластиковых окон, изготовлением кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов и т.д., то эта ниша уже переполнена.
Разведение скота выгодно тем, что, кроме роста цен на мясо, растёт по геометрической прогрессии и количество скота. За счёт приносимого приплода количество скота удваивается ежегодно, то есть даёт прирост каждый год более чем на 100% в сравнении с предыдущим годом. Если вычесть отсюда затраты по уходу и содержанию скота, которые составят примерно 30% от приносимого дохода, то ежегодный прирост дохода получается более 70%.
Такой доход не даёт в настоящее время ни один банковский вклад. Чтобы получать такой доход, нужно разводить скот степной мясной породы, который начали завозить в Бурятию из Калмыкии, Казахстана, Монголии, овец бурятской породы, лошадей бурят-монгольской породы. Не забывайте и о мощной поддержке, которую оказывает фермерам государство.
Учитывая всё это, такие дальновидные бизнесмены, как Матхановы, известный политик Баяр Бальжиров, владелец крупной фирмы «Барис» Баяр Доржиев, владелица титула «Краса Бурятии» Арюна Бубеева, и многие другие вплотную занялись фермерским делом. Остальные состоятельные бизнесмены как бы выжидают.
Но как только в Китае и Монголии цены на мясо сделают свой очередной скачок, ринутся в село и остальные местные магнаты. Начнут в быстром темпе закупать хорошие, наиболее выгодные сельскохозяйственные угодья. Так что не упускайте время, господа, дерзайте!
Будажап Арсаланов.
Бизнес
4923