В преддверии 350-летнего юбилея Улан-Удэ в нашем городе участились разговоры о необходимости установки на Батарейной горе памятника в честь людей, стоявших в 17 веке у истоков создания нынешней столицы Республики Бурятия.
О том, что такой монумент нужен, говорит практически вся русская общественность. Это и казачество (все его направления – и реестровые, и не реестровые), и Русский Культурный Центр (руководитель — Олег Соболев), и Русская Община, возглавляемая Валерием Яковлевым, и Конгресс Русских Общин с партией «Родина» (председателем региональных отделений являюсь я). Поддерживают идею возведения монумента русским казакам, основавшим город, и лидеры семейских (русских старообрядцев) Республики Бурятия – Василий Устинов и Сергей Петров. Решительное «Да» строительству мемориала говорят учёный, кандидат исторических наук Леонид Орлов, председатель БРО партии «За Нашу Родину» Алексей Карнаухов, директор Русского Драмтеатра Пётр Степанов, журналист, директор модельного агентства и организатор конкурса «Русская Краса – Длинная Коса» Елена Горюнова (Цветкова), блогер и журналист Василий Тараруев, директор правозащитного центра «Закон и Порядок» Александр Красиков и многие другие.
Но мне бы хотелось поговорить сейчас не о тех, кто «за», а о тех, кто «против» памятника основавшим в далёком 1666 году наш город казакам Осипу Васильеву и Гавриле Ловцову. А противников практически нет, если считать в процентном отношении, если смотреть в абсолютном и относительном измерении. Авторитетные бурятские объединения, такие, как ВАРК (Всебурятская Ассоциация Развития Культуры), молчат по этому поводу, что подтверждает лишь одно: они — не против возведения монумента на Батарейной горе.
Так кто же «мутит воду», кто пытается «вставлять палки в колёса» недавно начавшемуся, но уже ставшему необратимым процессу увековечивания памяти основателей Верхнеудинска-Улан-Удэ? Таких ярых противников памятника основателям в нашем городе, имеющем более 400 тысяч жителей, насчитывается всего двое (по крайней мере, лично я о других не слышал). Это небезызвестные Бакалин Васильев (по роковому и, одновременно, комическому обстоятельству, являющийся однофамильцем одного из основателей Улан-Удэ) и Сергей Басаев (по такому же роковому и, одновременно, комическому обстоятельству, являющийся однофамильцем воевавшего на Кавказе против российских войск сепаратиста и преступника Шамиля Басаева). Вот о них я и хочу поговорить поподробнее.
Начнём с Бакалина Васильева. Господин Васильев не является ни общественным деятелем (поскольку не возглавляет никакое общественное объединение), ни профессиональным историком. Чтобы придать себе и своим статьям хоть какой-нибудь вес и статус, Васильев подписывается «ветераном труда». Бакалин Васильев до выхода на пенсию работал в сфере искусства, был артистом балета. «На балеруна» Васильев учился в бывшей столице Российской Империи – городе Санкт-Петербурге (Ленинграде). Кстати, в Ленинградское хореографическое училище он поступил вне конкурса, по так называемой «национальной квоте». Каким ветром Васильева «задуло» на старости лет в архитектурно-историческую «степь», мне не ведомо. Но мы имеем то, что имеем: Бакалин Васильев выступает против памятника, мотивируя это тем, что «оккупантам» и «агрессорам» (так он именует русских казаков, основавших Улан-Удэ) не должны ставиться монументы.
Теперь перейдём ко второму персонажу – Сергею Басаеву. Он, так же, как и Бакалин Васильев, никого и ничего, кроме самого себя, не представляет, никакую общественную или политическую организацию не возглавляет и говорит лишь от своего личного имени. К истории Басаев определённое отношение имеет, насколько мне известно, он учился в БГПИ (Бурятском Государственном Педагогическом Институте) на историческом факультете. Но профессиональным историком, разумеется, не является, поскольку работает журналистом. Учёной степени у него, естественно, нет. По вероисповеданию Басаев считает себя кришнаитом. Каким образом он оказался причастным к сопротивлению планам по установке памятника Гавриле Ловцову и Осипу Васильеву, тоже сказать сложно.
Я давно наблюдаю за деятельностью Сергея Басаева и до сих пор не могу понять его общественно-политического позиционирования. То, что Басаев публично озвучивает своё несогласие с идеей возведения монумента в честь основателей города, по идее должно означать, что он принадлежит к группе бурятских националистов-сепаратистов, мечтающих об отделении от России и о присоединении к Монголии. Но, с другой стороны, этого не может быть, так как он – кришнаит. А нормальный бурятский националист должен принадлежать, в моём понимании, к традиционной для бурятского народа религии – буддизму или шаманизму. Ну, или, на худой случай, бурятский этнический националист может быть атеистом, но уж точно не кришнаитом.
Во-вторых, вспомним, что относительно недавно господин Басаев оказывал активную поддержку получившим в нашем регионе скандальную известность псевдоправозащитницам Низовкиной и Стецуре. Кроме всего прочего, Низовкина со Стецурой «отличились» тем, что пришли без приглашения на собрание улан-удэнских любителей старомонгольской письменности и вдоволь накушались там поз, которыми их накормили гостеприимные и радушные организаторы собрания. В конце мероприятия организаторы попросили Низовкину и Стецуру спеть Гимн Бурятии («Таёжная, озёрная, степная»). «Правозащитницы» неохотно, но всё же спели несколько строк. На следующий день эти сторонницы ультралиберастической организации «Демократический Союз», возглавляемой старой девственницей Валерией Новодворской, разместили на сайте Демсоюза паскудную статейку, в которой облили грязью прошедшее собрание любителей старомонгольской письменности, обозвали участников мероприятия «юрточными улусниками», а Гимн Бурятии назвали «рабской музыкой». Мне совершенно не понятно, как этнический бурят, коим является Сергей Басаев, может помогать людям, которые оскорбляют его соплеменников, плохо отзываются о бурятской этнической истории и культуре и не уважают Гимна его родного края?!
А если предположить, что господин Басаев, как и Низовкина со Стецурой, является адептом оголтелого либерастического космополитизма, то тогда, причём здесь памятник основателям города Улан-Удэ, какое отношение он имеет к идеологии борьбы за «общечеловеческие ценности», за «гражданские свободы» и «права человека»?!
По всей видимости, Сергей Басаев на старости лет попросту «заблудился меж двух сосен» под названиями «бурятский национал-сепаратизм» и «либерастический космополитизм».
В свежем выпуске газеты «Новая Бурятия» Сергей Басаев презентовал своё новое «творение» — статью под громким названием «Мемориал вражды народов». В этой статье журналист Басаев в очередной раз пытается переписать историю, подвергая сомнению исторические документы более чем трёхвековой давности и выдвигая «смелые» предположения о том, что кто-то кого-то «обманул». Но данные изыскания господина Басаева не поддерживает ни один авторитетный историк Бурятии, ибо они имеют больше отношение к публицистике, а не к исторической науке. А настоящие, профессиональные историки нашего региона признают, что город Улан-Удэ основан в 1666 году русскими казаками. Об этом же говорит и официальная историческая справка, сделанная в БНЦ СО РАН.
Я – не историк, но один из «доводов», приводимых Басаевым в вышеупомянутой статье, могу опровергнуть даже я. Басаев отказывает Ловцову и Васильеву в праве считаться основателями Верхнеудинска-Улан-Удэ, обосновывая это тем фактом, что они на момент постройки Удинского зимовья сами в нём отсутствовали. Что они лишь командовали, направляли других казаков на строительство данного опорного пункта. На мой взгляд, этот «аргумент» просто смехотворен. Так уж в истории человечества повелось, что основные почести и «лавры» всегда и везде достаются командирам, начальникам, руководителям, вождям, лидерам и т.д. и т.п.
Как известно, основателем Санкт-Петербурга считается российский император Пётр I (Великий). Но ведь, как говорится, «ежу понятно», что здания и дороги в славном городе на Неве строил не лично царь Пётр, а те, кому он приказал этим заниматься, кого он туда направил. Совершенно очевидно, что всё время, пока Санкт-Петербург строился, император жил и работал в Москве. То есть, в Петербурге не находился.
Хотелось бы сказать ещё об одной вещи. Недавно Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 350-летия основания города Улан-Удэ в 2016 году. То есть, на самом высшем государственном уровне принято окончательное решение, «поставлена точка»: наш город основан в 1666 году русскими казаками. Указ вышел, указ нужно выполнять. Тема закрыта.
Однако пора подводить итоги. Есть очень хорошая русская пословица: «Семеро одного не ждут». Перефразируя её, скажу: четыреста тысяч улан-удэнцев не могут и не будут подстраиваться под «хотелки» двух отдельно взятых персон под именами Бакалин Васильев и Сергей Басаев. Памятнику основателям города Улан-Удэ – быть!
Евгений Буянин, председатель БРО партии «Родина»
Источник: ВЕРХНЕУДИНСКИЙ.рф
На платной основе
Общество
3164