Эксклюзивное интервью Валерия Калганова, заместителя начальника полиции по оперативной работе МВД РБ
- Валерий Иванович, какие у вас первые впечатления о Бурятии?
- Когда ехал в Улан-Удэ не имел представления, оказалось, очень красивый город и чем-то напоминает родину - город Павлодар в Казахстане. Уютный, своеобразная архитектура, очень понравились театры, стараюсь по возможности посещать премьеры. Несколько раз ходил на концерты театра «Байкал», очень понравилось. Если говорить в целом о республике, был практически во всех районах. Природа, конечно, красивейшая, неповторимо живописная, удивительным образом сочетаются и горы, и степи.
- Не могу не спросить о ваших впечатлениях от Байкала и бууз.
- Я полюбил озеро, это практически море, невыразимая энергетика от него исходит. А буузы напоминают манты, хинкали. Хотя они все же немножко другие, более сочные и пришлись больше по душе. Я даже подумываю научиться их готовить. А так в принципе всеядный. Когда есть время и настроение, сам иногда готовлю бешбармак, могу хашламу. Готовлю корейское блюдо «хе». Когда учился в высшей школе милиции в Караганде, подружился с корейцами, которые и научили. Естественно, если я готовлю, жена обязательно ассистирует. Я ее прошу принести тот ингредиент, второй (смеется). А так, конечно, все тяготы по готовке на ней. Был в Иволгинском дацане, невероятные ощущения, получил благословение Хамбо ламы Итигэлова. Поражен этим феноменом.
- Как вы оценили оперативную обстановку в Бурятии, когда приехали?
- Когда собирался сюда, проходил собеседование в МВД России. Один из руководителей криминальной службы главка сказал: в Омске у вас порядок, спокойно, а вот в Бурятии сложно. То есть предупредили, что криминогенная обстановка сложная.
- Кого вам озвучили как главного криминального авторитета республики?
- Когда приехал, сразу спросил, кто здесь смотрящий и самый главный из числа криминальных лиц? Мне сказали: Ильшат Иванов по прозвищу Садык. Я его пригласил побеседовать в Управление уголовного розыска.
- Как проходило общение?
- Вел себя вызывающе и очень уверенно. Он мне сказал: да мы знаем вас, вы приезжие, приехали тут свои дела порешать, денег накосить и вообще вся полиция продажная. Я ему ответил: время покажет. И предупредил, что лучше ему заняться легальной деятельностью, а в противном случае последует закономерное наказание. Сейчас он в СИЗО и пока комментировать данное уголовное дело я не имею права.
- В федеральных СМИ прошла информация, что Иванов относится к группировке убитого недавно Деда Хасана.
- Нет, он ориентируется на кутаисское направление, вора в законе Георгия Углава по прозвищу Тахи.
- Насколько он был влиятелен и были ли у него шансы стать вором в законе?
- В своей среде да, имел положение. Не исключено, что мог.
- С арестом Иванова Бурятия осталась без криминальной верхушки. Были попытки со стороны «зайти» в регион?
- Да, приезжали эмиссары из Москвы, которые пытались поставить своего смотрящего. Но мы провели ряд мероприятий, задержаний, под стражу попали местные, с ними один товарищ из Москвы. Были попытки поменять ситуацию и из Читы. Но для всех «командировка» прошла безуспешно.
- Бурятию считают, выражаясь сленгом, «красной зоной».
- В Омске тоже нет воров в законе. Но там нет таких явно выраженных многочисленных смотрящих: за поселком, за микрорайоном. И, на мой взгляд, там население больше доверяет полиции. Практически нет этих мелких краж из автомашин, колес. А здесь это основной вал совершаемых преступлений и очень много тяжких на почве бытового пьянства.
- С какими трудностями пришлось столкнуться?
- С незначительными, и те связаны со знакомством географии столицы и республики. Я приехал с желанием работать. На тот момент криминальная полиция длительное время не имела руководителя, кто бы отстаивал ее интересы. Это и техническое оснащение, ремонт здания и другие моменты, которые способствовали бы раскрытию преступлений. На сегодня за два года вместе с коллективом сделано много. Мы достигли определенных успехов в раскрытии тяжких видов преступлений и постоянно улучшаем позиции. Значительно обновлен автопарк, сейчас лучшую технику отдают в криминальную полицию. А главное, в Бурятии кадровый потенциал очень большой. Я считаю, через год-два будет коллектив опытных профессионалов своего дела.
- Какой сейчас штат уголовного розыска?
- По республике 340 человек. К сожалению, недостаточно. Это связано еще и с прошедшей аттестацией, но мы постарались уберечь по максимуму личный состав от сокращения. Сравниваю Омск и Бурятию. Если брать нагрузку на одного оперативника, здесь она значительно выше.
Я бы отметил работу личного состава уголовного розыска. Здесь он трудолюбивый. Не считаясь с личным временем, если надо, работают и день, и ночь. А если ходить строго по графику с девяти до шести часов вечера, это не оперативник. Ведь надо любить эту работу, должен присутствовать некий азарт - раскрыть преступление и получить удовлетворение. Еще одно подтверждение - выходцы из криминальной полиции возглавили территориальные подразделения в нескольких районах. Они перспективны и, главное, хотят работать. Это в основном молодые сотрудники в звании майоров, подполковников. У них, может, мало жизненного опыта, но, как профессионалы, они знают свое дело и совершенствуют свое мастерство.
- В МВД Бурятии было много назначений из других регионов. Это вас не отпугнуло?
- Естественно, всем интересно узнать больше о новом человеке, начинают читать Интернет. А там разные противоречивые публикации. Насколько я знаю, бывшие сотрудники отзывались неплохо, а вот некоторые злопыхатели комментировали, дескать, приехали купить квартиру себе здесь. Были и такие, кто объективно говорил: цыплят по осени считают. За прошедшее время я удовлетворен своей работой и сотрудников, которыми руковожу. Что касается квартиры, я живу в служебном жилье, плачу за него, по окончании службы, как положено по закону, освобожу. Я, слава богу, обеспечен: у меня в Омске есть квартира, у дочери своя, есть машина «Нива-Шевроле». Не скрою, были предложения: давайте мы вам здесь земельный участок на Байкале выделим, дом построим…
- Предложения поступали от чиновников?
- Да, и причем серьезного ранга. Может, благие цели преследовали, может, нет. Когда начали работать по проституткам, везде пошли разговоры, что мы крышуем. Взялись за нефрит – снова, ага, вот под себя хотят подмять бизнес.
Я уже прошел определенный этап в своей жизни, практически закончил службу, выслуга более 40 лет. И неужели под закат своей профессиональной деятельности вдруг начну позорить своих коллег и свою семью?
- С чем вы связываете начавшийся несколько лет назад вал заявлений о применении физической силы сотрудниками?
- Во все времена были нерадивые работники. Если он не может психологически переиграть преступника, нет оперативных позиций, тогда ногами топает и руками машет. Но это уже не профессионал. Не зря говорят, ложка дегтя портит бочку меда. Привлекали к уголовной ответственности милиционеров и в советское время. Согласен, бывают обоснованные претензии. Но сейчас такого рода жалобы - это еще и некая попытка уйти от наказания. Вспомнить хотя бы последние случаи с перестрелкой в селе Жемчуг, с убийством возле супермаркета «Спутник». Ведь такие заявления не остаются без внимания, даже если они ложные. И тогда наши сотрудники подвергаются массовым проверкам, их вызывают, опрашивают, что не только неприятно, но и отвлекает от основной работы.
- Ваш опыт общения с журналистами Бурятии?
- В Омске они более зубастые, но зато здесь более объективные. Чем больше город, тем больше медиа-сообщество и тем больше работают за деньги. Я понимаю, это пятая власть и о любом человеке можно создать негативное мнение. А оправдываться я не люблю. Я просто работаю, дела сами за себя скажут.
- В чем МВД Бурятии отстает от соседних регионов?
- Очень остро стоит проблема по быстрой доставке личного состава для проведения различных оперативно-следственных мероприятий в отдаленные районы. Поэтому в планах создание вертолетного подразделения. В Иркутске и Чите оно есть. Министерством внутренних дел Бурятии уже подготовлено письмо на имя министра МВД России. Цена вопроса большая, но она, как говорится, стоит свеч.
- Какие итоги за два года вы бы отметили?
- Раскрытие убийства продавца ювелирного ломбарда. Задержали всех: и заказчиков, и организатора. Дело об убийстве несовершеннолетних девочек. Убийц задержали в Москве, их сняли с поезда и этапировали обратно. По организации преступных сообществ - около десяти лет в Бурятии не возбуждалось уголовное дело по данной статье, мы смогли задокументировать ряд групп, их бизнес был поставлен на широкую ногу. В скором времени уйдут дела в суд.
- О чем мечтаете?
- Я живу сегодняшним днем, никогда не строю планы на будущее. В общении с людьми считаю: надо быть справедливым и к тебе такое же отношение будет. Независимо, кто перед тобой начальник или подчиненный, главное, оставаться человеком.
- Спасибо большое!
Фото Марк Агнор
МВД
6525