Происшествия
3844

Без полномочий, без стыда и без совести

Совет эвенкийского народа России во главе с В.И. Гаюльским отказал в доверии заместителю председателя этой общественной организации В.В. Мачехину, побывавшему в начале этого года по личной инициативе в Баунтовском эвенкийском районе и опубликовавшему свое заключение от имени этой общественной организации на страницах республиканских газет

Экстренное заседание в Багдарине

Заключение В.В. Мачехина от имени Совета эвенкийского народа России, представившего в негативном свете ситуацию на севере Бурятии и СРЭО «Дылача», вызвало возмущение сородичей, проживающих не только в Бурятии. Это стало причиной проведения 8 февраля в Багдарине выездного заседания Совета этой общественной организации. Наряду с В.И. Гаюльским (Красноярский край) в нем участвовали члены Совета эвенкийского народа России Д.М. Берелтуева (Хабаровский край), М.Б. Бадмаева (Бурятия) и С.Д. Шелковникова (Забайкальский край). Сам В.В. Мачехин, конечно же, не решился приехать сюда во второй раз. Жители Баунтовского эвенкийского района, с кем он встречался в январе этого года, возмущены до предела извращением изложенных в статье фактов.

Выступивший 8 февраля на общем собрании жителей Багдарина, Россошино и Усть-Джилинды председатель Совета эвенкийского народа России Виктор Гаюльский заявил:

— Я не давал полномочий заместителю председателя Совета по Дальневосточному региону В.В. Мачехину на поездку в Бурятию и выяснение ситуации со СРЭО «Дылача». Его выступление носит провокационный характер. Хочу подчеркнуть, что Мачехин приезжал сюда по личной инициативе и не вправе был делать заключение от имени Совета эвенкийского народа России. Ситуация в Бурятии находится под контролем Совета эвенков РФ, я как председатель Совета публично заявил о своей поддержке акции протеста эвенков России против незаконных действий правоохранительных органов в отношении СРЭО «Дылача».

Секретарь Совета эвенкийского народа России C. Д. Шелковникова, которая в январе вместе с Мачехиным и юристом Совета побывала в Багдарине и присутствовала на всех встречах, крайне удивлена тем, что в СМИ и интернет-изданиях появились негативные статьи об этой поездке в Баунтовский район. По словам С.Д. Шелковниковой, в ходе январской поездки в Баунт никто не жаловался Мачехину на «Дылачу».

Что привело заместителя председателя и юриста Cовета эвенков России из Южно-Сахалинска в Бурятию, можно было лишь догадываться по газетным публикациям. А после экстренного февральского заседания Совета эвенкийского народа России в Багдарине и встреч с жителями Россошино, Багдарина и Усть-Джилинды многие предположили, что январские гости баунтовских эвенков выполняли заказ по дискредитации семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача».

Бей своих, когда просят... чужие

В нападках на семейно-родовую эвенкийскую общину, когда почти все средства давления уже использованы, как раз не хватало чего-то этакого, как, например, удар от своих. Поэтому можно предположить, что В.В. Мачехин неспроста махнул за свой счет с Сахалина в Бурятию, прихватив с собой юриста российского Совета эвенков. Они добирались до Багдарина на такси, пригласив из Читы в поездку на север Бурятии секретаря Совета эвенкийского народа С.Д. Шелковникову. Неспроста В.В. Мачехин встречался и с жителями Баунта, расспрашивал о жизни, интересовался медицинским обслуживанием, говорил о вреде пьянства, завершив встречу с 17-ю эвенками фуршетом со спиртным.

Нет предела возмущению жителей сел Багдарин, Россошино и Усть-Джилинда после публикации статьи «Эвенки проверили «Дылачу».

— В газете пишут про «ужасающие условия проживания эвенков в районе, про нищету, низкий уровень образования, массовый алкоголизм проживания. Но откуда ему знать?! — возмущается председатель СРЭО «Уксэ» Л.Л. Мурашева.— Когда бы Мачехин узнал про нашу жизнь, если не видел ни пьяных эвенков, ни неграмотных детей. Эвенки живут не хуже русских и бурят… А в газете пишут совсем другое, ложь…

По словам Л.Л. Мурашевой, на ту январскую встречу с гостями из Южно-Сахалинска без широкой огласки, второпях собрали человек 15. Причем в начале людей заставили расписаться якобы для регистрации, а затем эти подписи были приложены к решению собрания, с которым его участников даже не ознакомили.

Жительница Россошино С. Казаченко заявила, что у них народ против «Дылачи» нигде не выступал. Их село стало мишенью для журналистов, которые всегда перевирают факты. Например, написали про сгоревшую в 2005 году школу, хотя эта беда случилась с Россошинским домом культуры.

Приехал, не увидел, но наврал

— СРЭО «Дылача» в свое время и до сих пор оказывает помощь россошинцам, — сказала на собрании С. Казаченко из Россошино. — Община поддерживает СПК, отремонтировала квартиру Марии Николаевне. «Дылача» купила квартиру Ивану Мордонову, оказывается помощь студентам. А нас, россошинцев, журналисты используют и подставляют, переиначивая наши слова с точностью до наоборот…

— Собран один негатив против Андрея Михайловича и Татьяны Михайловны Туракиных. Почему эвенки не могут заниматься добычей нефрита, мы что, не граждане России?! — говорит жительница Усть-Джилинды Н.И. Савина. — То, что говорят, будто в «Дылаче» не работают эвенки, — это ложь. Там мой сын и племянники работают, да треть коллектива «Дылачи» — наши сородичи. О том, что она

оказывает нам постоянную безвозмездную помощь, почему-то никто не пишет. А ведь «Дылача» подарила нам 10 мини-тракторов, два МТЗ, водовозку, вездеход, построила пять домов для выехавших в город, купила в Улан-Удэ квартиру круглым сиротам Афанасьевым и опекает их…

Свое позитивное отношение к тому, что сделала за минувшие 20 лет СРЭО «Дылача», выразил и настоятель Багдаринского храма отец Андрей. А О.П. Барбашина, 13 лет руководившая отделом социальной защиты населения района, рассказала о том, что община помогает не только эвенкам, но и многим людям независимо от национальности.

— Мачехин опозорил весь наш эвенкийский район. Где он увидел массовый алкоголизм? Что, в Москве или на Сахалине, мало пьют?! Мы не сидим сложа руки. «Дылача» целую программу разработала, выделила финансы, наняла целый штат работников по искоренению этого зла, — возмущена ветеран педагогического труда Д.П. Миронова. — Кто бы еще так помогал эвенкам?! А тут еще закрыть ее хотят под разными предлогами. Хотя «Дылача» имеет оленеферму, занимается животноводством, есть в штате СРЭО охотники…



«Верните спонсорскую помощь…»


Столько критики в свой адрес В.В. Мачехин, наверно, и не слышал никогда. Хотя, как заметил В.И. Гаюльский, у его заместителя уже случалось подобное из-за его недобросовестности. Однажды после съезда эвенков сородичи из Якутии готовы были поговорить с Мачехиным по-мужски. Возможно, по этой самой причине заместитель председателя Совета эвенкийского народа и не приехал в Багдарин во второй раз. Но зато Мачехин рад предстать в роли защитника и благодетеля. С умилением в одной из статей республиканской газеты приведен пример помощи Мачехина эвенкийке, сын которой нуждался в лечении.

— Когда мы проводили краевой фестиваль эвенков, Мачехин оказал нам спонсорскую поддержку, — продолжила тему благотворительности на пресс-конференции в Улан-Удэ член Совета эвенкийского народа из Хабаровска Д.М. Берелтуева, возмущенная использованием Мачехиным их доверительных отношений в пользу личных амбиций или в угоду оппонентам «Дылачи». — Мы поблагодарили его за помощь, но Мачехин сейчас… требует ее назад. Он теперь шантажирует нас с Шелковниковой из-за участия 8 февраля в экстренном заседании Совета эвенков России в Багдарине, мол, для вас это плохо кончится…

Рубли, вынутые щедрым жестом из широких мачехинских штанин, скорее всего, были напоказ. Поэтому ему не понять мотивы благотворительности «Дылачи». Оказывая ее своим сородичам, община не требует назад квартиры, мини-трактора или студенческие стипендии. Гости из Южно-Сахалинска могли бы хоть одним оком взглянуть на ту же Почетную грамоту, которой епископ Читинский и Забайкальский Евстафий наградил Т.М. Туракину «за усердные труды во благо Русской православной церкви, выраженные в строительстве храма в честь Святых апостолов Петра и Павла в с. Багдарин». Но, видно, сильно торопился В.В. Мачехин с юристом на ужин в улан-удэнском ресторане. Его тепло встречали в столице Бурятии представители СРЭО «Дылача».

Благодарственными письмами и грамотами украшена одна из стен центрального офиса «Дылачи» в Улан-Удэ. Их у общины более 100. Наряду с теплыми словами в адрес СРЭО и Туракиных от Минрегионразвития РФ, Управления Пенсионного фонда РФ по Бурятии, Региональной общественной организации женщин «Единой России», Института монголоведения и буддологии, Управления недропользования по РБ есть даже благодарственное письмо главы Бурятии за участие в поисково-спасательной операции экипажа и пассажиров АН-2.

Против экономической дискриминации

По словам В.И. Гаюльского, на февральской встрече в Багдарине присутствовали представители местной Ассоциации коренных малочисленных народов и районной власти. После знакомства с ситуацией и встреч с жителями он выразил мнение большинства: заключение В.В. Мачехина о жизни баунтовских эвенков не соответствует действительности. Обращаясь к журналистам в Улан-Удэ, Виктор Гаюльский заявил, что вопрос о прекращении полномочий Мачехина будет решен на съезде эвенков России, который состоится нынешней весной. Он призвал республиканские СМИ считать заявления Мачехина от имени Совета эвенкийского народа России недействительными.

В том, что сей господин также переврал слова досточтимого пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, обвинила В.В. Мачехина и М.Б. Бадмаева, сопровождавшая гостя из Южно-Сахалинска в Иволгинский дацан. Трудно предположить, что мудрый иерарх мог негативно отозваться об А.М. Туракине, которого хорошо знает. Потому и понятен гнев пандито Хамбо ламы после появления в СМИ злополучной статьи и его фото с этим Мачехиным.

— Не менее возмутительно, что построенные «Дылачой» четыре дома в Багдарине названы подачкой. Две семьи из живущих там из-за своей нерасторопности не смогли вовремя оформить документы и стали «героями» мачехинских измышлений, — сказала М.Б. Бадмаева. — Против своих Мачехин — герой. А вот на пресс-конференции в Москве, как заметили многие из нас, у них с юристом дрожали колени. Они ведь говорили неправду и предполагали разоблачение. Но им надо было отрабатывать заказ…

Больше всего рядовые баунтовцы спрашивали членов Совета эвенкийского народа России по поводу уголовного преследования СРЭО «Дылача». Почему, на каком основании ее хотят закрыть? Почему эвенков принуждают заниматься только охотой, сбором дикоросов и рыболовством, отказывая им в праве разрабатывать недра? Неужели это прерогатива только приближенных к власти компаний?

Вопрос об экономической дискриминации эвенков Баунта особенно остро зазвучал в связи с требованием ликвидировать семейно-родовую эвенкийскую общину «Дылача». По всей очевидности, решено СРЭО одолеть не мытьем, так катаньем. Насколько правомерны действия властей против одной маленькой общины, посмевшей защищать свои законные права на жизнь и на труд, покажет время.



Автор: Михаил Тараскин


На правах рекламы

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях