Наверное, все улан-удэнцы видели у перекрестка улиц Терешковой и Бабушкина гусеничную боевую машину, выставленную на постаменте перед памятником «Чёрный тюльпан». Это БМП-1, первая советская и первая в мире бронемашина в классе «боевых машин пехоты»
Она активно применялась в боевых действиях в Афганистане и позже в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве. Вопреки расхожему в городе мнению, у памятника воинам Афганистана экспонируется именно БМП, а не БМД.
От Чехословакии до Афгана
Машину разработали в начале 60-х на ЧТЗ под руководством П.П. Исакова. Идея БМП заключалась в том, чтобы обеспечить пехоту средством не только транспортным, но и боевым, способным действовать совместно с танками на переднем крае. Отсюда более мощное по сравнению с БТР вооружение (73 мм - пушка и ПТУР «Малютка»), гусеничная ходовая часть. Но вот броня была рассчитана лишь на ручное стрелковое оружие и осколки – защищенностью пожертвовали ради плавучести и авиатранспортабельности, сыграла роль и недооценка пехотных противотанковых средств. Доктрины времён «холодной войны» обусловили защиту от оружия массового поражения – антирадиационный подбой и фильтровентиляционная установка. Другим новшеством стали гусеницы новой конструкции, на порядок повысившей износостойкость.
Машину приняли на вооружение в 1966 году, серийный выпуск продолжался до 1979 года. Ныне используется в более сорока странах, в основном из зоны влияния бывшего СССР, в некоторых выпускалась по лицензии или нелегальным «клонированием». БМП-1 стала образцом для многочисленных зарубежных аналогов, породив этим новый класс боевых бронемашин.
Первое боевое применение произошло при подавлении беспорядков в Чехословакии, позже использовалась в конфликте на острове Даманский, в войнах на Ближнем Востоке и в Африке. Очень широко БМП-1 применялась в Афганистане, и, по воспоминаниям ветеранов, именно тогда проявилось множество недостатков.
Традиция ездить на броне
- Для действия в условиях гор БМП-1 оказалась малопригодной, – рассказывает полковник Игорь Шулунов, командовавший в Афганистане отдельной мотострелковой бригадой. – Прежде всего, низкий угол возвышения орудия, затруднявший стрельбу по высотным целям. Именно война в Афганистане заставила разработать БМП-2, которая от первой модели отличалась автоматической пушкой с большим углом возвышения. Слабая броня пробивалась уже крупнокалиберным пулемётом, а попадание РПГ сразу приводило к детонации боекомплекта. К достоинствам можно отнести маневренность, подвижность, приземистый силуэт, делавший её не очень удобной мишенью.
К слову, именно афганская война породила традицию возить пехоту снаружи, «на броне» - легкую бронетехнику кумулятивная граната гарантированно превращает в гроб для сидящих внутри.
Тем не менее в Афганистане БМП-1 воевали в большом количестве, служа для усиления блок-постов, сопровождения колонн, штурма баз моджахедов, это была наиболее распространённая боевая машина. Именно поэтому местные ветераны-«афганцы» захотели по-своему увековечить память этой машины, дополнив ею памятник воинам-интернационалистам.
- Эта БМП-1 была установлена где-то в 2000 году, – говорит Виталий Шопхоев, глава Республиканского отделения союза ветеранов Афганистана. – Сам памятник стоял уже года два, мы тогда решили дополнительно украсить его экспозицией образца бронетехники, широко применявшейся в той войне. Кому именно пришла в голову эта идея, никто уже не помнит. Мы сделали запрос в штаб ЗабВО, нам выделили одну из машин, числившихся в части на Дивизионной, она тогда находилась в ремонтной роте. Перед установкой с машины, конечно, демонтировали вооружение, насчёт остального оборудования неизвестно, не исключено, что в остальном она полностью исправна.
Общество
3972