Досуг
1934

Крайтон vs Уоттса

Приветствую вас, друзья! Размышляла я нынче, размышляла и, так и не определившись о чём рассказать на этой неделе, решила написать сразу о двух книгах. Вот ведь дилемма сродни выбору печально известного буриданова осла: и одна вкусна, и другая не менее аппетитна!

С вами когда-нибудь случалось такое: прочитаешь одну единственную книгу какого-нибудь писателя, и эта книга становится сразу же и бесповоротно одной из самых любимых? Да так, что другие произведения этого же автора не читаешь только потому, что боишься разочароваться? И фильм не смотришь потому, что книга всё равно будет лучше? 

Одним из таких открытий для меня был Джин Брюэр с удивительной книгой «Ка-Пэкс» (K-PAX). И воспоминаниями делиться не хочется, ведь все ощущения свернулись в самых потаённых уголках моего не в меру впечатлительного мозга, как прот – то ли землянин, то ли инопланетянин – в состоянии кататонии, а самозабвенные восторги выкристаллизовались в хрупкое, нереальное упоение, разрушить которое может даже случайное слово.

На разнообразные «фи» по поводу того, что я – в мои-то годы! – фанатею от фантастики, давно уже не обращаю внимания и даже с некоторым сочувствием киваю людям, способным говорить только, скажем, про детективы.

И всякий раз радуюсь, когда открываю для себя новое имя, опять же восхищаюсь, ищу «свободные уши», чтобы рассказать и непременно со спойлерами, тут же принимаюсь читать всю серию или просто другие книги этого же писателя и, хвала всем богам Олимпа, если не разочаровываюсь. Именно так со мной и было, когда я перечитала, к примеру, всего СВЛ (Сергей Васильевич Лукьяненко, если кто не в курсе). И именно так, сдаётся мне, случится с творчеством Майкла Крайтона и Питера Уоттса.

Обе книги – и «Next», и «Морские звёзды» – представляют собой так называемую твёрдую научную фантастику на стыке эко- и технотриллера. В основе их – не выдуманные фантазии, а вполне себе детально прописанные футурологические предположения и научно-техническая база, не противоречащая фундаментальным законам мироздания.

Так с чего же начать? Думаю, что правильно будет привести для начала вкратце «регалии и титулы» писателей, а потом уже противопоставлять их творения. До сих пор удивляюсь, как так произошло, что легендарный Майкл Крайтон доселе был известен мне только как автор «Парка юрского периода»? К слову сказать, желания прочитать эту книгу раньше у меня как-то не возникало.

Майкл Крайтон фото.jpg

Писатель, сценарист, режиссёр и продюсер Майкл Крайтон оставил значительный след в современной американской культуре: по его сценариям и книгам, изданным многомиллионными тиражами, снято немало фильмов, в том числе и им самим.

Кроме всего прочего Крайтон был создателем, сценаристом и продюсером отмеченного многочисленными премиями и клонированного по всему миру сериала «Скорая помощь», в основу которого был положен личный опыт его врачебной практики. Он писал обо всём, что было интересно в первую очередь ему самому, а области его интересов и эрудиция поражают воображение, и это я предполагаю, только поверхностно ознакомившись с «послужным списком» Крайтона.

Питер Уоттс_фото.jpg

Питер Уоттс, на мой взгляд, никак не меньший по интеллектуальному размаху писатель, скорее даже гибрид учёного и писателя. Первый большой роман Уоттса «Морские звёзды», вышедший в 1999 году, «вырос» из рассказа «Ниша». Кстати, разделяют эти два произведения целых девять лет, так что фактически и хронологически «Морские звёзды» – очень даже зрелая книга, весьма достойный романный дебют.

Здесь нет того «перепичкоза» научными терминами как в «Ложной слепоте» (2006г.), здесь не спотыкаешься от собственного невежества через раз, спрашивая у Гугла о том, о сём. Не знаю как вам, а мне было жутко интересно, причём «жутко» относится скорее к океанской бездне и глубинам человеческой психики. Поэтому не заинтересоваться областями знаний, на которых зиждется повествование просто невозможно.

А теперь, собственно, battle. Мне самой интересно, что из этого получится и кто кого обставит. Я привыкла писать, не ведая и не совсем представляя, что получится в итоге. Это что касается рецензий, разумеется. Другие статьи пишу строго по плану, стараюсь продумать скелет-структуру, намечаю основные теги, дабы не унесло меня в дремучие дебри, разве что небольшое лирическое отступление позволяю и то чревато.

Опять отвлеклась, ну да ладно, в пресловутых «знаках с пробелами» меня вроде бы никто не ограничивал, так что ничего страшного в том, что «и тут Остапа понесло», наверное, не случится. На дискуссии пока никто не нарывается. Может быть, я не те книги предпочитаю? Ну а тролли, по всей видимости, книг вовсе не читают или их надо спровоцировать, только вот не знаю как. В общем-то, и не хочу заниматься этим неблагодарным делом.

Так вот, Крайтон против Уоттса. Хотя нет, не думаю, что вправе так судить о двух совершенно разных книгах. Тогда заголовок надо новый придумать, но при этом теряется смысл первоначальной задумки. Пожалуй, чтобы никого не обидеть сравнивать и противопоставлять не буду, постараюсь написать отзыв без перекосов и фанатизма. На том и решим. 

Майкл Крайтон_Next.jpeg 

Майкл Крайтон смотрит в будущее с ужасающе циничным, доведённым до абсурда взглядом на науку как на бизнес. Эпоха бескорыстно преданных делу учёных осталась в XX веке, генная инженерия объявлена «инструментарием Всевышнего», корпорации патентуют гены, зарабатывая на этом миллиарды. Наступило время next.

Открыты «ген хозяина» и «ген комфорта», «ген общения» и даже «ген зрелости», который излечивает наркоманов, но на самом деле, как оказалось, запускает механизм преждевременного старения. Вопросы этики перевёрнуты с ног на голову, политики ограничиваются тем, что «надо толкнуть речь», а правосудие не успевает за стремительно меняющейся жизнью.

Причём настолько, что один из героев, Барнет, уже не может распоряжаться собственным телом, потому что корпорация «Биоген» отсудила у него собственные клетки, которые производят мощное «оружие» против рака. Когда он скрывается от преследования, «охотники за головами» стремятся похитить его дочь и внука.

Причина, по которой происходит весь этот абсурд, крайне нелепа: «Поскольку суд постановил, что клетки мистера Барнета являются собственностью «Биогена», компания может взять их в любой момент. Вне зависимости от того, находится ли эта собственность в теле мистера Барнета или нет».

Вот такие пироги творятся в мире «Next». И даже хуже. На смену чистому искусству пришло модное направление, так называемое «влажное искусство», представляющее собой трансгенные организмы: кактус с человеческими волосами, светящиеся кролики и черепахи, экзотические рыбки с рекламными надписями на боках. С аукционов продаётся «произведение искусства» – кусок мыла из жира, выкачанного из итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони.

И всё это написано так обыденно и с абсолютным эффектом присутствия, словно генно модифицированные растения – это было давно и вполне себе безобидно, теперь же настало время говорящих обезьян и разумных попугаев, делающих домашку по математике за мальчишку, сына одной из героинь.

Такой по-голливудски зрелищный экшн, естественно, заканчивается тем, что злодеи получают по заслугам, причём спастись было бы можно, если бы не та самая «приватизация генов и исследований» из-за которой деньги вкладываются в самые перспективные разработки, а всё остальное, на что «владельцы патентов» выставили астрономические суммы отчислений за использование, пылится под сукном.

При всём при этом головокружительно динамичная детективная линия залихватски дополняет увлекательный сюжет, в некоторой степени тяготеющий к научпопу. Между прочим, я нашла кучу научно-популярных книг по генетике: Ричарда Докинза, Мэтта Ридли, Александра Маркова, Уэллса Спенсера и Фрэнсиса Фукуямы. Не для того, чтобы всерьёз и надолго погружаться в научные дебри, а чтобы быть в теме, что называется, так что как-нибудь поведаю вам о самой-самой из этих книг. А может, и не поведаю, посмотрим, в общем.

Сначала я хотела разобрать оба романа «по полочкам» и столкнуть сюжеты и героев, но, видимо, не получится. Слишком уж они разные и не войдёт всё в «пределы разумного». Отступать уже поздно, так что извольте отведать добавки. 

Питер Уоттс_Морские звёзды.jpg

 

Возможно, многие не согласятся с тем, что открывать что-то новое неизведанное у себя дома, на родной планете, ничуть не менее увлекательно, чем «бороздить просторы Вселенной». Во всяком случае, согласным и несогласным стоит «нырнуть» в первую книгу трилогии «Рифтеры», а потом с нетерпением ждать выхода остальных. 

Кстати, на сайте Питера Уоттса все книги выложены в свободном доступе. Если вы владеете английским и не боитесь поломать зубы, читая в оригинале, то в добрый путь, как говорится.

Действие романа происходит на дне Тихого океана, на глубоководной станции «Биб». Человечество исчерпало энергетические ресурсы и вынуждено ютиться у побережья, потому что электричество добывается в геотермальных источниках под мрачной толщей океанской воды.

Работать на таких станциях, по мнению психологов, могут только психи, мазохисты и шизофреники, искалеченные душевно и физически. Их били и насиловали с самого детства, они привыкли к унижениям и давлению и получают от этого болезненное наслаждение. Их тела хирургически адаптируют к существованию на глубине, не оставляя право выбора, и отправляют добывать блага цивилизации.

Вот из чего «сделаны» герои Питера Уоттса: 

 

«Возьмите дюжину детей. Любых детей. Хорошенько взбейте и смешайте, пока не останется только несколько комков. Двадцать или тридцать лет подержите на небольшом огне; доведите до медленного кипения. Снимите буйных психопатов, шизоаффективных, людей с синдромом расщепления личности и слейте их… 

 

Дайте остыть. Подавать с дофаминовым гарниром.

Что вы получите? Нечто погнутое, но не сломанное. Нечто, подходящее для трещин, слишком извилистых для всех нас».

Они ежедневно рискуют заживо свариться в гейзере, им нелегко поначалу терпеть друг друга, а глаза и вовсе почти постоянно скрыты за линзами. Кто из этих уже не раз и не два сломанных изгоев будет раздавлен океаном окончательно, а кто выживет и возглавит стаю – покажет время. 

Но никто не ожидал, что рифтеры во мраке океанской бездны обретут настоящий дом, будут чувствовать себя гораздо более защищёнными, чем на поверхности. Они не хотят возвращаться. Они меняются. По-настоящему, психологически. Обретают шестое чувство и какое-то подспудное древнее знание, о котором речь, по всей видимости, пойдёт во второй части трилогии.

В руках этих людей-амфибий сосредоточена практически власть над миром. И совсем страшно становится, когда обнаруживается, что именно в этом рифте Хуан-де-Фука миллионы лет назад едва-едва зародившаяся жизнь на планете разделилась на два пути: то, что вышло однажды на поверхность и то, что всё ещё ждёт своего часа. И час этот близок. Так кто же победит в итоге: человек или доселе неизвестная реликтовая жизнь? 

 

Бессонная ночь вам гарантирована. Приготовьтесь к погружению, вдохните глубже и ныряйте!

А я с вами, уважаемые, не прощаюсь, встретимся на следующей неделе!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях