В странах ЕС нельзя продать по свободным ценам пучок укропа. Это находится в ведении городских законодательных органов. Именно они утверждают торговую надбавку к оптовой цене на зелень. Оптовая же цена строго регламентируется на ежегодной ярмарке с участием производителей зелени, мелкорозничной торговли и контрольных органов
Минсельхоз США ежедневно осуществляет мониторинг цен на объектах оптовой торговли продовольствием на соответствие им же рекомендуемых закупочных цен. За несоответствие можно угодить и за решетку.
Власть не вмешивается в рыночный механизм. Она создает механизм согласования интересов всех участников рынка. Компетентно участвует в соблюдении общественных интересов публичной власти. Речь идет именно о соблюдении интересов, а не о свободе в завышении цен, не о жесткой конкуренции любыми средствами. И это позволяет рынку развиваться. Совмещение плана и рынка не является утопией.
Внутренний рынок продовольствия ЕС, США настолько зарегламентирован, что там трудно найти следы рыночного саморегулирования. Чем такой рынок отличается от планового хозяйства?
Для сельхозпроизводства в условиях рыночной экономики важнейшая проблема — сбыт (в плановой экономике она была снята). Без сбыта — «царство крестьянских отношений».
Формы и методы управления сельхозпроизводством нащупываются эмпирическим путем с учетом объективных и субъективных причин. Во многом это органическое сочетание плана и рынка.
У нас же создалась ситуация «ни плана, ни рынка». Уродливое управление сельхозпроизводством заслонило конечную цель — способствовать, чтобы структура рынка продовольствия, паритет цен на нем преодопределяли структуру производства: что выращивать и к какой себестоимости стремиться. Не диспаритет цен на сельхозпродукцию и на ГСМ губит сельское хозяйство. Это было, есть и будет всегда. Нас губит постоянно растущая разница между закупочной и потребительской, розничной ценой продукта.
Фактически сбыт отдан на откуп случайным субъектам, тем, кто не участвует в производстве и не несет никакой ответственности за результат. Именно они и забирают максимальную прибыль за счет разрыва закупочных и розничных цен. Первая растет медленнее инфляции, вторая — значительно быстрее ее. А наши законодатели, по инициативе правительства РБ дотируя сельхозпроизводство, их обогащают.
Всеми элементами продовольственной цепочки управляет розничная цена торговли. Она постоянно растет, и закупочную цену можно повысить только за счет стройной, гарантированной системы сбыта. В данном случае — системы заготовителей, перерабатывающих предприятий. Которые, кстати, могут создать сами муниципалитеты по месту происхождения сельхозсырья, как это делают в Башкирии. При этом никто не снимает проблему сокращения издержек производителей сельхозпродукции.
Но сейчас — это снижение убытков, а надо превратить ресурсы в резервы внутреннего самофинансирования. Фактически сбыт превратить в маркетинг. Сбыт — продать то, что выращено, произведено. Маркетинг — что нужно выращивать, производить и — главное — по какой цене.
Есть такое предложение. В процессе формирования бюджета РБ на очередной год правительству определять рекомендуемые закупочные цены. К примеру, на первом этапе — на молоко, дифференцированно по районам и хозяйствам. При этом исходить из структуры и величины прогнозируемой розничной цены на то же молоко и молокопродукты. Например, достижения нормальной рентабельности в данном периоде выше 8,25%.
Затем предложить уже в I квартале года всем заготовителям, переработчикам молока заключить договоры с сельхозпроизводителями на его закупку в текущем году по рекомендуемым закупочным ценам.
Организация этой работы проходит в рамках республиканского конкурса. После этого заготовители и переработчики молока представляют на конкурс заключенные договоры (по рекомендуемым ценам) и получают право на получение господдержки в объемах, существующих сегодня. Все остальные формы господдержки сельхозпроизводителя прекращаются. Но при этом никаких запретов на самостоятельную работу всех структур по закупке молока без участия в конкурсе (уже без господдержки).
Ориентировочные закупочные цены утверждают законодатели. Кстати, они могут пересмотреть их в случае мажорных обстоятельств, к примеру, непрогнозирумого изменения розничных цен.
Соответственно, законодатели утверждают расходные статьи господдержки заготовителей, переработчиков молока, выигравших конкурс. Только с ними Минсельхоз РБ подписывает договоры по их господдержке, в зависимости от объема закупок.
Точно также можно в дальнейшем делать и по мясу, зерну. То есть создается система гарантированногосбыта сельхозпродукции. Одновременно формируется механизм господдержки производителей, нацеливая их на минимизацию издержек прозводства, достижения необходимой рентабельности. Создается здоровая конкуренция как в производстве сельхозсырья, так и в его закупке, переработке и реализации готовой продукции.
В итоге — управление сельхозпроизводством — управление землей и сбытом. Крестьянин сам знает, как произвести, вырастить продукт. Он не знает, купят ли у него и главное — по какой цене. Не этим ли должен заниматься Минсельхоз?
Фото: yagodnoe.ru.
Бизнес
2315