На предстоящих осенью выборах в Народный Хурал перед властью стоит неразрешимая задача. С одной стороны, Кремль недвусмысленно запретил «раздраи», с другой – надо сохранить большинство кресел за «ЕР». Насколько это возможно в условиях многопартийности?
На сегодня в Бурятии зарегистрировано 15 политических партий. Кроме больших четырех: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», назовем их условно «гулливерами», появляются партии-«лилипуты». Как положено карликам, они всячески «троллят» тяжеловесов. Даже с 20-ю членами партии «лилипуты» уверены, что наберут достаточно голосов, чтобы провести в бурятский парламент не меньше пяти человек. Так, например, «Правое дело» готово занять вторую позицию в Народном Хурале. Уверены в своей победе и в «Альянсе зеленых». Эта партия поставила задачу провести в Хурал не менее пяти человек.
Более реалистично смотрят на жизнь в партии «Яблоко». Лидер БРО Лазарь Бартунаев планирует набрать четыре процента на предстоящих выборах.
Лидеры крупных партий с прогнозами более осторожны. Им пока не известно, как покажет себя новая система выборов. Напомним, что по новому законодательству выборы в Народный Хурал будут проходить по иной схеме, чем прежде.
Медведю крылья не нужны
Глава Бурятии, как известно, один из последних медведевских назначенцев. Сможет ли руководитель республики повысить рейтинг «Единой России» своим личным рейтингом? Оппозиционные партии уверены, что власть прибегнет к испытанному средству – давлению административным ресурсом. Как доказательство приводят недавнее назначение начальником штаба «единороссов» руководителя администрации главы Бурятии Петра Носкова.
Как бы ни отпинывались от обвинений в использовании административного ресурса, заменить его пока «единороссам» некем. Ни новых ярких личностей, ни новых идей и программ. Громко ушедший экс-мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев сделал все, чтобы однопартийцы получили трепку свыше.
Для партий «гулливеров» важнее вопрос: кто «паровозы» списков?
У «единороссов» Бурятии по идее «паровозом» списка правящей партии должно стать первое лицо республики. Лишь бы пар у паровоза не ушел в свисток. В «Единой России» о первом в списке сообщат позже, после того как в марте-апреле будет проведено массовое голосование. Напомним, что в этом году «единороссы» решили заменить чуждый праймериз на народное голосование. Так что список будет составляться в зависимости от предпочтений членов партии в районах.
Какую партию ни строим, получается…
У коммунистов Бурятии даже не паровоз, а бронепоезд. А он, как в известной песне, «стоит на запасном пути». Бронепоездом «красного» списка станет, естественно, сам Вячеслав Мархаев. Из новых старых лиц в этом списке можно назвать Леонида Турбянова и Виктора Малышенко.
- Совершенно очевидно, что год будет тяжелым и насыщенным политическими событиями. К выборному году правительство готовится мощно. Об этом свидетельствует увеличение вдвое тех средств, которые может тратить политическая партия. Прежней суммы уже не хватает. Кроме того, искусственно увеличивается число партий. В России к новому году насчитывалось более 44 партий и на очереди еще порядка 170. Все эти партии будут спонсироваться властными структурами, в первую очередь против КПРФ, - считает коммунист Владимир Первушкин.
Слабость бурятских коммунистов в том, что у них лидер почти как бренд. Как Василий Иванович Чапаев, он должен всегда находиться впереди на белом коне. Но Мархаев в Госдуме.
Рожденный в берлоге летать не может!
Партией-клоном «ЕР» «справедливороссов» называли давно. Кадровая скамейка у местных эсеров еще короче, чем у коммунистов. Хотя и в новом созыве они намерены занять не менее десяти кресел. Здесь, скорее всего, будет значительное обновление. Очевидно, что покинут Хурал «справедливороссы» Владимир Гейдебрехт и Раиса Пшеничникова. А вот человеком, который возглавит партийный список, в партии пока не определились. По одному из вариантов повести «Справедливую Россию» в республиканский парламент могут депутаты горсовета Улан-Удэ Андрей Ларионов и Сергей Краснопеев.
По закону запрещено формирование партий по национальному и региональному признаку. Но уже зарегистрирована первая политическая партия националистов «Российский общенародный союз», требующая строить всю государственность на основе православия и русскости.
Самая главная проблема «лилипутов» – кадровая. О подавляющем большинстве партийных лидеров многие люди вообще никогда не слышали. Их рейтинг, как говорится, ниже табуретки. У кого они откусят голоса?
Слишком низок порог, с которого можно образовать партию. Например, в нашей «мясоедской» республике легче легкого создать партию любителей бууз. 500 человек точно наберется.
В лихие 90-е в стране было более 130 партий. В 1995 году были многостраничные избирательные бюллетени, где, кроме "мамонтов", попадались такие названия, как «Партия любителей пива».
Фото Марк Агнор
Политика
2337