Досуг
2288

Нежность по-французски

Лёгкие, нежные, грустно наивные,

мечтой окрылённые, тонко лиричные –

книги печальные– томно-красивые,

паутиной сплетённые, на выдох ритмичные…


Приветствую вас, друзья!

Признаюсь, иногда накатывает такая хандра, что только книги и спасают. И музыка, разумеется. И стихи. Такие периоды лучше «пересидеть в подполье», не разговаривая и чуть дыша, а если не получается и приходится работать, общаться и вообще жить, то книги о любви – лучшее лекарство от депрессии, проверенное и испытанное сотни раз.

И опять передо мной нелёгкий выбор: четыре небольшие по объёму книги и каждая из них по-своему прекрасна. В тоске по безупречному слогу и по возможности оттягивая удовольствие, прочитала я сборник рассказов«Новые мелодии печальных оркестров», но проза великого Фицджеральда не нуждается в рецензиях, ведь верно же? И как озвучить, описать красоту тринадцати разных новелл? И где найти слова, чтобы хотя бы попытаться выразить впечатления?

После рассказов Фицджеральда книга Арнольда Штадлера «Однажды днём, а может быть, и ночью…» читается не так чтобы с нереальным восторгом, а если честно, проходит по касательной, почти не задевая струны. Наверное, потому что герой Штадлера Франц Маринелли при всей своей мягкотелости и неспособности жить созвучно времени и месту вызывает противоречивые чувства: от презрения до сочувствия. Эта история такая мягкая и грустная, но на удивление не навевает тоску, а наоборот даёт пищу для размышлений и стимул, чтобы стряхнуть оцепенение.

Такую печаль просто необходимо разбавлять юмором. Как говаривал всенародно и повсеместно любимый персонаж: взболтать, но не смешивать!

По большому счёту в жизни мне далеко до романтики и душевных терзаний-метаний, скажем так, тургеневской барышней назвать меня можно с ооочень большой натяжкой, поэтому избыток сентиментальных литературных страданий и неземного идеализма неизбежно напрягает. В таких случаях лёгкая ироничная проза помогает спуститься с небес на землю и припрятать блаженные грёзы в дальний угол.

Именно поэтому я и взялась за «Страх и трепет» Амели Нотомб. Как оказалось, эту книгу я читала несколько лет назад под другим названием, что впрочем, не помешало перечитать её снова.Эта милая-премилая (не мимимишная, но очень воздушная) история проглатывается буквально за полтора-два часа.Не думаю, что сочинять рецензию на «Страх и трепет» дело обязательное. Если вы не прочитаете эту книгу, ничего особенно не потеряете. Во всяком случае, навязывать и рекомендовать я как-то не привыкла.

Пожалуй, чуть подробнее расскажу я вам, дорогие читатели-мечтатели, о романе «Нежность» Давида Фонкиноса. Может быть, кому-то и покажется он излишне «дамским», но под настроение читается удивительно приятно. Я и не заметила, как закончились 320 страниц бархатной, чувственной, по-французски изящной прозы.

Давид Фонкинос.jpg



На фото Давида Фонкинос.


Насколько я не люблю «творчество» другого француза – Бегбедера, настолько мне понравился утончённый ритмичный слог Фонкиноса. И пусть пишет он по-женски деликатно и слишком уж идеализирует свою героиню.Согласитесь, женщины всё ещё втайне мечтают о том, чтобы их носили на руках, даже если поднять иных под силу только суперменам и прочим тяжелоатлетам. Думаю, не каждому современному писателю-мужчине удаётся глубоко копнуть в психологию прекрасной половины человечества. Да это, в общем-то, и не нужно, достаточно нас просто боготворить.

Во Франции книга издана в 2009 году под названием «Деликатность», в 2011 году Давид Фонкинос и его старший брат Стефан Фонкинос сняли фильм с Одри Тоту в главной роли. В России название киноленты трансформировалось в «Нежность» и очевидно, дабы не смущать, а скорее, чтобы завлечь народ, роман на русском языке вышел с тем же названием и с очаровательной Одри на обложке.

Стефан Фонкинос, Одри Тоту и Давид Фонкинос.jpg

Стефан Фонкинос, Одри Тоту и Давид Фонкинос на премьере в Москве

Кино я не смотрела, а вот книга мне понравилась. Эта история, возможно, похожа на сотню других, но, боюсь истратить все эпитеты, она всё же цепляет тем, что автор не дирижирует героями. Они живые люди, которые также как мы где-то ошибаются, внезапно влюбляются, мучительно сомневаются.

«Нежность» наверняка придётся по душе всем без исключения впечатлительным особам. Без надрыва и слёз о потерях, изящно и иронично о любви. Это «Красавица и чудовище» нашего времени; это странная, непредсказуемая и где-то даже нелепая любовь мужчины и женщины, которые на первый взгляд абсолютно разные, словом – не пара.

Итак, жила-была сказочно красивая девушка Натали, француженка до кончиков ногтей. В один прекрасный день её муж Франсуа отправляется на ежедневную пробежку, с которой ему не суждено вернуться. И в одно мгновение счастливая и безмятежная жизнь рушится, разделяется на счастье до и безрадостное существование после, прямо посередине книги, которую она читала в тот момент.

«В то воскресенье, когда всё случилось, она читала толстый русский роман: писателя этого читают куда меньше, чем Толстого и Достоевского, что наводит на размышления о несправедливости потомков. Ей нравилась вялость главного героя, его бездеятельность, неспособность оставить на повседневной жизни отпечаток своей энергии. В этой его слабости было что-то грустное. Она любила длинные романы, которые можно смаковать долго, как чай».

Узнали роман Ивана Гончарова «Обломов»? Мне кажется, эта книга в руках героини далеко не случайна. Она символична также как и отсылки к другим известным произведениям, например, к «Элегантности ёжика» Мюриэль Барбери. И Маркус – нечаянный негаданный избранник Натали – чем-то напоминает того самого диванного мечтателя Илью Ильича.

Начавшись со случайного неосознанного поцелуя, отношения этой парочки развиваются довольно странно и смешно, на зависть всем, ведь в красавицу Натали влюблены все без исключения мужчины, а она выбрала нерешительного, некрасивого, неуклюжего – и ещё много не –Маркуса. Сам того не желая, не веря в себя и боясь даже осознать происходящее, он умудряется заинтриговать её и, должно быть, тем самым растапливает застывшие чувства героини.

Недостатки превращаются в достоинства,поначалу смешат, а после вызывают нежную улыбку; чуткость и деликатность творят чудеса, словно лёгкая снежная дымка. Жизнь продолжается. Кто осмелится сказать, что для простого женского счастья нужны не красота или брутальность, навязанные экранными героями-любовниками?По-моему, главное здесь – ощущение уюта и равновесия, важно так чувствовать друг друга, чтобы и помолчать было приятно вместе, разве нет?

Маленькие главки «Нежности» чередуются с милейшими вставками, которые,в общем-то, не имеют смысла, а откровенно представляют собой чепуху, но органично вписываются в повествование. Ещё умиляют сноски автора: это так необычно, когда в примечаниях приводится не какая-нибудь фактология, а размышлизмы самого писателя, случайности и малюсенькие варианты развития событий.

Так чем же эта книга оказалась такой притягательной лично для меня? Всё легко и просто. Не нужно ничего изобретать. Иногда и в облаках витать полезно, а в целом:

Следуй за своей интуицией!

Верь в себя!

Твори мечту!

Не бойся жить!

Эх, весна, весна… Влюбиться, что ли?

Дина Банзанова.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях