На прошлой неделе международный бизнес-тренер рассказал улан-удэнским предпринимателям, как вывести свою компанию в лидеры
Если сын турецкого подданного Остап Бендер знал 400 относительно честных способов отъема денег, то московский гость ведает премудростями, которые помогают предпринимателям обойти своих конкурентов.
Личность Владимира Кусакина достаточно известна не только в российских бизнес-кругах, но и в мировых. Он как «человек-пароход»: радиофизик по образованию, изобретатель, основатель крупнейшего консорциума «Северная империя», президент консалтинговой компании BusinessForward и неутомимый авантюрист по жизни. Его неоднократно сравнивали с великим Остапом Бендером, что сам бизнесмен считает наивысшей похвалой.
Настоящая ценность круче, чем печатать деньги
Владимир рассуждает о российских рыночных реальностях:
- Если сравнивать рынок с лесом, то сначала вырастают березы, затем сосны, а после кедры. Сейчас в России наступает время кедров, начинают появляться те компании, которые производят по-настоящему стоящий и нужный продукт, как говорится, на века. Наибольшее развитие происходит на периферии, Москва и Санкт-Петербург отстают. На сегодняшний день лидером является Краснодарский край.
У организованной компании доход увеличивается в пять раз
Большинство компаний малого и среднего бизнеса устроено по следующему принципу. Есть старший, который тащит все на себе, и его помощники. Ключевые вопросы решает именно старший, и если его убрать, то бизнес просто перестанет существовать.
- Это неорганизованный бизнес, - утверждает Кусакин. - Есть целые отрасли, в которых нет даже намека на организацию. Например, рынок недвижимости. Как правило, агент по недвижимости занимается всем подряд, работа фирмы не разбита на участки. Проще обучить человека определенному виду работ, чем всему сразу. Элементарно лучше, если в бухгалтерии один отвечает за приход денег, а другой - за расход. Тогда все средства учитывать гораздо проще.
Каждый сотрудник должен знать организационную структуру компании, ее нужно вывешивать на всеобщее обозрение. Получится продвинутая компания. Любой, от хозяина бизнеса до простого рабочего, должен четко знать свое предназначение в организации.
- Например, исполнительный директор достигает цели, поставленной учредителем, с условием, что доход превышает расход. Если финансист распределяет денежные потоки, то это неверно. Директор его спрашивает: «Где деньги?». А тот в ответ: «Шеф, все в порядке, распределил!». Финансист должен делать так, чтобы в компании появлялось больше свободных средств.
Откаты разрушают компании
Пожалуй, вопрос, как бороться с откатами, на семинаре интересовал многих наших предпринимателей. И они получили достойный ответ:
- Я сам когда-то столкнулся с этим вопросом и решил для себя никогда и никому не давать взяток. При этом моя компания только выросла и стала стабильнее. Как правило, даже самый продуктивный сотрудник, беря откаты, начинает работать хуже. Зачем ему стараться, если от отката он получает больше, чем за работу? Если с этим не бороться, то вся компания «сгниет».
Нужно написать письмо партнеру: «В нашей компании мы не приемлем откаты. Если мы узнаем, что ваши сотрудники предлагали их нашим, то прекратим сотрудничество. И более того, расскажем другим компаниям. Если вы хотите сотрудничать на более выгодных условиях, придите лично ко мне, мы договоримся».
Всегда есть нечто большее, чем деньги
- Есть старая норвежская пословица: ты мне почешешь спинку – я тебе почешу спинку. Эта технология относится к связям с общественностью. Нужно учитывать, что у каждого свои интересы, и они всегда сугубо денежные, - убеждает тренер и приводит пример: - Предприниматели продавали оборудование для детских спортивных площадок. Они написали письмо мэру Москвы Лужкову: «Уважаемый Юрий Михайлович, мы хотим вместе с вами подарить городу детскую спортивную площадку. Как вы считаете, в каком месте лучше всего это сделать? С нашей стороны обязуемся поставить хорошие снаряды и организовать торжественное открытие, пригласив прессу».
Мэр выделил им площадку возле детского дома, а они выполнили свои обязательства. На открытии находчивые бизнесмены попросили Юрия Михайловича подписать рекомендацию, которую затем разослали всем районным администрациям города. Красивый и эффективный способ развития компании.
Доход пропорционален контролю
- Как говорит одна моя знакомая, если денег не хватает, то их надо пересчитать, - смеется Владимир. - Контроль – это способность начать, изменить и завершить. Если ты не можешь выполнить хотя бы одну из этих составляющих, то ты не контролируешь.
Например, есть два соучредителя, один из которых хочет выйти из бизнеса. Если изначально прописать, как партнерские отношения могут начаться, измениться и завершиться, то шанс сохранить добрые отношения больше. Потому что известно, как действовать в той или иной конкретной ситуации. Древняя китайская мудрость гласит: стороны договариваются завершить отношения, и тот, кто делает предложение, готов его принять и в свою сторону, то есть в зеркальном отражении.
В любом городе не хватает квалифицированных сотрудников
Единственный способ решения проблемы – правильно набирать персонал, а затем выращивать его. Другого нет. Если эту систему освоить, то компания сразу получает конкурентное преимущество.
Один кризисный год может 10 лет помогать компании
- Как правило, первое время компании легко находить новых клиентов, которые постепенно превращаются в постоянных. Потом искать новых становится тяжело, и работа идет по наработанной базе. Привлекать клиентов и развивать с ними отношения – это не одно и то же, и этим должны заниматься разные люди. Если компания способна быстро находить новых клиентов, то она становится непотопляемой, особенно это важно в кризис или в несезон, - объясняет Владимир.
В кризис деньги не исчезают в никуда, они перераспределяются. Например, в 2008 году ломбарды начали расти как грибы, мощно развились юридические компании, реклама ушла со щитов в Интернет.
- Рост во время кризиса дает много преимуществ, например, легче снять офис, прорекламировать себя или набрать продуктивных сотрудников, которые потеряли работу. Нужно уметь пользоваться условиями, - советует бизнес-тренер.
Лучшие руководители говорят своим людям: вы можете
И тогда они волшебным образом начинают мочь. В первую очередь это касается разработки стратегии развития компании.
- В ее разработке и обсуждении должны принимать участие руководители всех подразделений. Это эффективнее, чем спускать ее сверху. Если человек принимал участие, то он с энтузиазмом будет достигать поставленных целей, - напоминает простую истину Владимир.
Хороший руководитель решает проблему, а великий – находит того, кто решит ее вместо него и похвалит за это. Именно так поступают мировые воротилы бизнеса.
Съедают не самых слабых, а самых вкусных
Это уже вопрос бизнес-безопасности.
- Кот не станет есть пропащую колбасу, ему подавай свежую и натуральную. В бизнесе это важно понимать. Очень много компаний было потеряно из-за ошибок в области безопасности. Например, бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин совершил подобную ошибку, - рассказывает бизнесмен.
Идеальные сотрудники службы безопасности – морские пехотинцы и десантники. Если компания не может себе позволить службу безопасности, то нужно начать с юридической безопасности.
- Первым делом нужно выяснить, за что вас могут посадить. Запомните, что хороший юрист знает, как при помощи закона что-то сделать, а плохой – объясняет, почему что-то нельзя, - в этом Владимир не раз лично убеждался.
Бизнес делается не на избытке чего-то, а на нехватке
Такой совет гуру бизнеса дал начинающим предпринимателям:
- Нужно научиться мыслить нехваткой, хорошие идеи рождаются из общения и наблюдения, а совсем не из Интернета. Настоящий бизнес делается не на деньгах. Если идея стоящая, то она сразу даст отдачу.
То, что государство и частные инвесторы поддерживают стартаперов, по мнению бизнесмена, хорошо. Но в реальности многие крупные бизнесмены редко начинали с бизнес-плана. Была тема, они начинали действовать. Поощрять чистую идею, не опробованную на рынке, – не самый лучший способ развития бизнеса. Нужно смотреть на результат. Если из инвестированных денег 20% вернулось за короткий срок, то идея стоящая, иначе – нет.
Жизнь – это игра и приключение
Кстати, одной из лучших книг о предпринимательстве Владимир считает описание похождений Остапа Бендера.
- Там очень много мудростей, чего стоит «утром деньги, вечером стулья». Именно это и есть настоящий дух предпринимательства и авантюризма, который будет витать во все времена, - резюмирует Владимир.
«Жизнь, господа присяжные заседатели, - это сложная штука, но она открывается просто, как ящик. Надо только уметь …».
Фото автора
Бизнес
3157