Народный артист России дал эксклюзивное интервью накануне премьеры в Улан-Удэ своего спектакля «Муж, жена и сыщик»
7 марта в Русском драматическом театре состоялась постановка, которую знает вся страна. И сходить на нее стоило по нескольким причинам. Во-первых, одну из главных ролей в спектакле играет тот самый Володя Шарапов из «Места встречи изменить нельзя», который вместе с героем Владимира Высоцкого боролся с преступностью. Во-вторых… а вот что во-вторых, вы узнаете сами, прочитав интервью Владимира Конкина. У актера свой взгляд на многие вещи, «своя планета», которую можно попробовать открыть и для себя.
- Рады приветствовать в Улан-Удэ.
- Последний раз был у вас тоже в зимнюю погоду, лет пять назад, играл антрепризный спектакль. Хорошее впечатление осталось. От того, что зрительный зал был полон и реагировал на происходящее на сцене. Тогда идет обмен между зрителем и актером, и очень важно не обмануть надежды зрителя.
- Как правило, это сегодня удается артистам?
- К сожалению, большинство товарищей, выходящих на сцену, дискредитируют нашу профессию. Но я не из их числа, я тот старый дятел, который будет долбить кедр, чтобы каждого червячка оттуда вытащить. Искусство - это все-таки врачевание язв человеческих, Это главное назначение. Поэтому я и привез спектакль «Муж, жена и сыщик».
Наше правительство декларирует укрепление семьи, тем не менее декларации могут и остаться декларациями, если нет материальной поддержки, трудно людям молодым жить. Поэтому задача искусства – смягчить нравы этих людей, протянуть им руку, сказать, что ребята, может быть, надо потерпеть. А есть способ не поссориться, любовная лодка разбивается иногда об быт.
Спектакль-то очень прост. Между мужем и женой возникает некое недоумение, муж подозревает жену в адюльтере и нанимает сыщика. И в этом спектакле я разрешаю и себе, и актерам импровизировать. Поэтому возникают каждый раз какие-то свежие куски. Хотя остается главное.
- Зритель гарантированно не останется разочарованным?
- Я не буду давать характеристики, я тут наговорю все хорошее и так далее, а придут и разочаруются. Мы должны быть готовы ко всему.
Я понимаю, что что-то может и не понравиться.
Вроде как муж, жена и сыщик, а Конкин вроде как Шарапов, и ожидают, что это будет 6-я серия, бред какой-то. Бывают такие наивные своеобразные зрители. Их очень мало. Мы сразу же вовлекаем зрителя в действие, вы поймете наш принцип работы, если придете.
- Считаете ли вы себя сейчас счастливым человеком?
- Я, конечно, счастливее многих сегодняшних актеров, которые начинают в нашей профессии или работают в ней лет 10 - 15. Я начал очень давно, когда можно состояться по труду. Ведь сейчас актеры очень плохо образованы, они глупые, Му-Му от Каштанки не отличат. Уж извините.
- Все поголовно?
- Поголовно практически. Школа театральная уходит как русская национальная традиция, которая гремела на весь мир. Сейчас греметь можно только пустыми бочками. Они гремят громче. Извините, зачем переворачивать театр Гоголя, писать латиницей «Л»? Серебренников (худрук театра Гоголя. – Прим. авт.) – это полный идиот эпатажный, больной человек.
И такой же театр у Меньшикова - театр Ермоловой, такой же театр стал отчасти и МХАТ, которым мы гордились как основой искусств. К сожалению, это уже не так. Потому что первые слова матерщины пошли именно во МХАТе.
- А что вы можете сказать о фильме о Высоцком, вышедшем не так давно?
- Фильм о Высоцком? Я это не смотрю. Что такое фильм про Высоцкого? Это как фильм про Есенина, это уже заведомо плохо. Потому что те люди, которые это делают, хотят заработать бабло. Даже не деньги, а бабло. Спекулируют на интересе публики к этим личностям, показывая их с мерзкой, подлой, гнусной стороны, которая не может являться ни примером, ни уроком для человека.
Искусство должно врачевать. Да, в Советском Союзе были тиски со всех сторон, но при всем при том хорошие театры были индивидуальны. Каждый театр имел свое лицо. Сейчас это не лицо. Это задница. Обнаженная невытертая задница. Извините.
- А есть ли луч света в этом темном царстве?
- Я! Вот последний луч, без ложной скромности. Пока жив. У меня своя планета. У меня было 11 театров, жена одна. Последние 25 лет я живу самостоятельной жизнью. Надо мной нет начальства, только его величество зритель. Но я тем не менее на поводу у него не иду. Если даже ему хочется чего-то поскабрезнее, так сказать, это вот, пожалуйста, в «Комеди-клаб». Там покажут все что угодно: и пошлятину, и мерзотину.
Я пропагандирую совершенно иное. Что такое театр Вахтангова сейчас? Вот сейчас Туминас (худрук театра им. Вахтангова. – Прим. авт.) пришел. Вот он поставил Евгения Онегина. Ну какое отношение он имеет к Пушкину? Никакого! Два Онегина, два Ленских. Ну бред сивой кобылы, понимаете? Вот этот эпатаж ставят во главу угла, изумлять… а изумляют только глупостями и грязными задами. Уже не голосами, не актерскими индивидуальностями. И свою бездарность выставляют напоказ, убеждая нас, что мы идиоты, не догоняем. А мы догоняем, понимаете?
- Что тогда посоветуете молодым актерам? Кстати, у нас в Улан-Удэ молодежь в последнее время начала снимать кино…
- Что я могу посоветовать… Больше читать книг. Классической литературы, только это сможет как-то обогатить человека и привести к пониманию каких-то вещей. Сейчас тычутся в кнопки Интернета и все. Они не читают книг. Ну вот молодежь снимает кино… А про что они снимают кино? Про что?! (пауза). Поэтому понимаете, если человек, простите, пожалуйста, не обладает внутренним стремлением к совершенству…
Сейчас нажал на кнопку, вот тебе и совершенство… Вы так говорите - снимают кино! Это и обезьяна умеет делать. Что такое кино снимать - это я знаю! «Отцы и дети» мы снимали в 1983 году, я в 32 года играю Кирсанова, 18-летнего мальчика. Сцена дуэли. И нужно, чтобы Базаров руку на березу облокотил перед тем, как будет стреляться с дядюшкой Кирсанова.
И надо, чтобы муравей подбежал к пальцу в то время, как идет внутренний монолог Базарова. И камеры стоят, муравей бежит и не дрессируется, выбегает и отбегает. И на это ушел день почти что, а на экране это полторы секунды. Вот что такое снимать кино!
- Может ли в скором времени это поменяться?
- Да нет, того, что было, уже не вернешь! Я все это понимаю. Все, что было раньше, им кажется уже ненужным. Я устал от дилетантизма! …Слава богу, что вы не спросили: «Как вы работали с Высоцким?». Многим папуасам кажется, что это такой «оригинальный» вопрос, из моих 49-ти фильмов называют только вот эту чушь, потому что каждый раз одно и то же - это же взбеситься можно!..
Что пожелать молодым? Да книжки пусть читают. И когда научатся Яна Сибелиуса отличать от Брамса, вот тогда мы будем говорить об искусстве и кино.
Справка «ИП». Владимир Алексеевич Конкин
– Народный артист России, лауреат трех Государственных премий, заслуженный артист Украинской ССР, 61 год.
- Известность принесла роль Павла Корчагина в фильме «Как закалялась сталь» (1975 г.). Сыграл Володю Шарапова в культовом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.). Всего в фильмографии актера 49 картин.
- Работает в озвучивании зарубежных фильмов: «Миссия Невыполнима-2», «Идентификация Борна», «Властелин колец»: «Возвращение короля» и других.
- Пишет рассказы, эссе.
- Вдовец, имеет троих детей и трех внуков.
Фоторепортаж Марка Агнора о пребывании Владимира Конкина в Улан-Удэ
Досуг
4655
Владимир Конкин: «Сейчас актеры глупые. Му-Му от Каштанки не отличат»
Народный артист России дал эксклюзивное интервью накануне премьеры в Улан-Удэ своего спектакля "Муж, жена и сыщик"