13 марта Генпрокуратура РФ сообщила, что Баунтовский районный суд Республики Бурятия принял решение о ликвидации известной семейно-родовой эвенкийской общины (СРЭО) «Дылача» и исключении ее из единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)
Напомним, что одним из основных видов деятельности общины была добыча в крупных промышленных маштабах нефрита в Баунтовском районе. А в ноябре 2012 года было возбуждено дело по факту хищения СРЭО в Бурятии 20 тонн нефрита, ущерб от которого превысил 600 млн рублей. Тогда же было внесено представление в Роснедра о приостановлении права пользования недрами СРЭО «Дылача». Генпрокуратура РФ установила, члены «Дылачи» не осуществляли деятельность по традиционному хозяйствованию и занятия традиционными промыслами. А это противоречит требованиям ФЗ «О некоммерческих организациях». Основным же видом деятельности общины стала добыча нефрита на Кавоктинском месторождении Баунтовского района на основании лицензии на право пользования недрами.
Иск поступил в суд в начале февраля. В судебном заседании ответчиками неоднократно заявлялись ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств, неявки привлеченных представителей из числа московской адвокатуры и т.п. Данные ходатайства были отклонены судом.
11 марта СРЭО «Дылача» вновь ходатайствовала об отложении заседания на срок не менее семи дней в связи с необходимостью ознакомления с делом адвокатом и невозможностью адвоката прибыть в Багдарин. Суд отказал в удовлетворении ходатайства и объявил перерыв для ознакомления ответчика с дополнительными доводами прокуратуры. Ответчик повторно заявил ходатайство об отложении судебного рассмотрения, которое суд также не принял. Тем не менее суд по своей инициативе отложил заседание до утра 12 марта, чтобы ответчик подготовил возражения на дополнительные доводы прокуратуры.
12 марта ответчик вновь безуспешно пытался оттянуть принятие судебного решения. На заседании представитель обвинения привел ряд доводов в обоснование законных требований: все пять членов общины не занимались традиционным хозяйствованием и традиционными промыслами. Все они зарегистрированы по месту жительства в Улан-Удэ и не проживают в Баунтовском районе. Охотой и оленеводством занимается только наемный персонал.
Далее отмечались систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям общины, и нарушение требований федерального законодательства - п. 2. ст. 61 ГК РФ, пп. 3 п. 2 ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». Были приведены доказательства, подтверждающие добычу нефрита как основной вид деятельности общины, хотя этот вид деятельности не относится к числу традиционных видов деятельности малых народов. Полученные средства не направлялись на уставные цели. Об этом свидетельствовали декларации общины по НДПИ, пояснительные записки общины в налоговый орган об источниках формирования доходов и другие документы.
По версии обвинения, занятия общиной оленеводством и охотой носили формальный характер. Это подтверждали акты проверки оленеводческой фермы, показывавшие факты минимального расходования средств на поддержку поголовья стада, слабая материально-техническая база фермы. К тому же оказалось, что община, несмотря на заключение в 2010 году охотхозяйственного соглашения, не получила в аренду лесные участки, сбор за пользование объектами животного мира не уплачивает. А членам общины охотничьи билеты не выдавались. Штатное расписание общины показывало, что оленеводством и охотой занимаются только 26 работников из 115. Все остальные были заняты на добыче нефрита.
Свои доказательства привел и ответчик, отмечая, что община якобы активно занимается оленеводством и охотой, ведет активную благотворительную деятельность, поддерживая местных эвенков через благотворительный фонд. Однако отчисления на благотворительность ежегодно составляли всего 2-5% от официальных доходов.
По мнению ответчика, у прокуратуры не было оснований выходить с иском о ликвидации общины, так как допущенные нарушения незначительны. Однако ответчик подтвердил, что члены общины не ведут традиционный образ жизни и доходы от добычи нефрита идут в основном на дальнейшее развитие этого направления. Так, представители ответчика не смогли ответить на вопрос суда, сколько средств, полученных от продажи нефрита, община направляет на оленеводство.
В итоге представители СРЭО «Дылача» не опровергли доводов прокуратуры, положенных в основу иска. Суд Баунтовского района удовлетворил требование прокуратуры и принял решение: «Исковые требования удовлетворить в полном объеме. Ликвидировать семейно-родовую эвенкийскую общину «Дылача», исключить сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц».
Решение пока не вступило в законную силу, и есть возможность обжаловать его в вышестоящей инстанции. Очевидно, руководство СРЭО «Дылача» так и поступит.
Фото russianstock.ru
нефрит
3499