В романе «11/22/63», вышедшем в свет в конце 2011 года, но появившемся в России лишь спустя полтора года, Стивен Кинг, расширяя горизонт событий и по-своему интерпретируя заезженную идею путешествий во времени, вновь подтверждает незыблемый статус «Мастер слова»
Приветствую вас, друзья!
Вот ведь умеет Кинг, собрав все штампы и увесистую порцию политкорректности в единое целое, выдать нечто совершенно невероятное и потрясающее! Хотя при всей плодовитости и многоплановости таланта есть у Мастера и разочаровавшие меня произведения, так называемые «мягкие обложки», к примеру, совсем не впечатляющие «Жребий» и «Регуляторы».
Но сейчас не об этом. Отвлекаться от темы я не буду, потому как последнее творение Кинга достойно не одной страницы восторгов. Да и на прошлой неделе изрядно позабавились, так что хватит, пожалуй.
«11/22/63» – это захватывающее и не отпускающее до последней строчки повествование, причудливо сплетающее воедино прошлое, настоящее и будущее. Благими намерениями, как известно, выстлана дорога сами знаете куда, но эта книга не о волнующем американцев до сих пор убийстве Кеннеди и попытке предотвратить сие без преувеличения мирового значения событие, повернув время вспять и изменив историю человечества. Мне кажется, это больше история любви и мучительного выбора, сдобренная изрядной долей рок`н`ролла и ностальгии по былому, когда еда была натуральной, а пиво вкуснее.
Роман сложно однозначно классифицировать по жанру:тут вам и хроноопера, и альтернативная история, и триллер. Кстати, Кинг в свойственной ему манере тут и там отсылает читателя к своим ранним произведениям, что наводит на мысль перечитать хорошо забытое старое. При всём при этом он умело искривляет пространство и время, да так что полный штиль вдруг сменяется «бурей столетия», от, казалось бы, незначительного события расходятся волны, разрушающие реальность в будущем.
На самом деле политика в романе проходит фоном и кажется, что попытка спасти семью уборщика Гарри Даннинга, написавшего в самом начале книги сочинение, потрясшее главного героя – учителя Джейка Эппинга, для самого Джейка становится ничуть не менее важным чем попытка остановить Ли Харви Освальда.
Если бы у вас была возможность отправиться в прошлое и в ваших руках оказались судьбы мира, попытались бы вы изменить историю? Смогли бы взять на себя ответственность за это? Что было бы, если заурядный художник Адольф Гитлер встретил на своём пути человека, который повлиял бы на него так, что он всё же поступил бы в Венскую художественную академию, как и мечтал? Или был стёрт с лица земли, к чертям собачьим? Вариаций на все эти «если бы да кабы» не счесть.
Каждый знает об «эффекте бабочки», пространственно-временных парадоксах, но задумываемся ли мы о причинно-следственных связях? Пусть не так глобально, но ведь каждое наше действие, даже мимолётная мысль порой имеет последствия в нашем же собственном будущем.
А если взять на себя смелость и изменить ход истории по-настоящему? Возможно, не случились бы мировые войны и катастрофы масштаба чернобыльской, а возможно, всё было бы гораздо хуже. Шанс на благополучный исход весьма призрачный. Именно поэтому Кинг задаётся вопросом: а стоит ли вообще вмешиваться в прошлое?
Действие романа начинается, конечно же, в маленьком городке в штате Мэн. После Кинга штат Мэн лично мне кажется средоточием тёмной силы и всего зла, что когда-либо творилось в мире. Так вот, жизнь Джейка Эппинга бесповоротно меняется в один прекрасный день. Его приятель Эл Темплтон, владелец «харчевни», показывает ему портал, находящийся в складском помещении кафе и ведущий в прошлое, причём всегда в один и тот же сентябрьский день 1958 года.
Там, в прошлом, можно находиться сколько угодно дней, недель, лет, а по возвращении оказывается, что отсутствовал путешественник во времени всего лишь две минуты, а каждый последующий визит переписывает историю заново.Возможно, это «кротовая нора», возможно – некая физическая аномалия.
Этой лазейкой Эл поначалу пользовался в личных меркантильных целях: закупал продукты для своей харчевни и промышлял по мелочи, пока им не завладела «идея фикс» – спасти JFK. Всегда бодрый Эл однажды внезапно превращается в дряхлого старика, умирающего от рака лёгких. Он рассказывает Джейку, что регулярно «ходил» в прошлое через этот портал, что мечтал о спасении Джона Кеннеди, но не успел. И теперь хочет, чтобы дело его жизни продолжил Джейк.
Главный герой проходит через множество испытаний, влюбляется, вновь и вновь переживает события пятидесятилетней давности, но прошлое – штука сложная, оно сопротивляется и с большими трудностями поддаётся изменениям, но каждый раз оставляет надежду на лучшее. В конце концов, единственно важной целью Джейка становится спасение любимой девушки – СэйдиДанхилл.
Наверное, не стоит раскрывать все карты. Отмечу, что плавность повествования не раз взрывается неожиданными сюжетными ходами. И в каждой такой точке экстремума ставки становятся всё выше и выше, напряжение нарастает и уже невозможно избавиться от ощущения присутствия. Стивен Кинг вообще очень атмосферный писатель, окружение его героев – не декорации, а вполне достоверная, детально прописанная жизнь. Читая его книги, словно видишь всё наяву, погружаясь в миры «великого и ужасного» Кинга с головой.
В послесловии Стивен Кинг признался, что happyand придуман его сыном Джо Хиллом, что объясняет излишнюю киношность финала. Джо Хилл, по-моему, вообще тяготеет к проголливудским книгосценариям. А так хотелось кромешного хоррора в конце, ну да ладно. Это была бы уже совсем другая история.
Банзанова Дина.
Досуг
1585